Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для развития речи малыша как основного средства общения. Именно на данном этапе развития ребенка происходит наиболее интенсивное овладение им фонетической, лексической и грамматической сторонами устной речи. Однако, как показывает опыт, значительная часть детей без специальной помощи со стороны взрослых (педагогов и родителей) не в состоянии качественно овладеть всеми нормами языка.
Наибольшую трудность вызывает накопление словаря, которое может осуществляться как на основе подражания окружающим людям, так и в процессе специально организованной логопедической работы. Словообразование выступает одним из важнейших источников пополнения словарного запаса: сначала пассивного, затем активного.
В силу того, что в период дошкольного детства игра выступает ведущим видом деятельности, она становится самым эффективным средством развития у ребенка умения образовывать новые слова. Именно в игре ребенок может поэкспериментировать со словом, поиграть с ним, т.е. заняться словотворчеством. В дальнейшем игра у ребенка уходит на второй план, а остается контроль над собственным произношением, критическое отношение к своей речи, неописуемое желание говорить грамматически верно и точно.
Так как же помочь ребенку в овладении этим сложным процессом? Об этом я расскажу в этой статье и познакомлю с примерами игр, направленными на формирование словообразования.
Игры, направленные на формирование словообразования
Игра «Кто по профессии?» направлена на формирование умения в образовании существительных при помощи суффикса «-щик». Для проведения игры вам понадобятся картинки с изображенными на них людьми различных профессий. Главное, чтобы названия профессий заканчивались на данный суффикс. Например, сварщик, часовщик, закройщик, каменщик, стекольщик и т.д.
Игра «Как появилось слово?» способствует формированию умения образовывать сложные слова, которые состоят из двух основ. Например, рыболов – ловит рыбу, лесоруб – рубит лес, пчеловод – разводит пчел и т.д.
Игра «Ласковое словечко» направлена на образование слов с уменьшительно-ласкательным значением. К примеру, ветка – веточка, белка – белочка, иголка – иголочка и др.
Игра «Найди похожие слова» благоприятно влияет на формирование умения подбирать родственные слова. Например, цветок, цветник, цветочек, разноцветный, цветение, цвет, цветочный (магазин). В данном случае можно выделить две группы слов: основанием для одной группы будет слово «цвет», а второй – «цветок».
Игра «Кто больше знает….?» способствует закреплению слов, относящихся к разным лексическим темам в активном словаре. Следует выбрать какую-то одну лексическую тему, например, «посуда», и предложить ребенку назвать как можно больше предметов, входящих в эту группу.
Игра «Путаница» способствует формированию умения использовать слова в предложении в соответствии с грамматическими нормами. Например, из набора слов – луна, небо, в, светит, предложите ребенку составить грамматически верное предложение.
Игра «Что из чего сделано?» предполагает формирование умения образовывать качественные прилагательные. Например, из чего сделан стол? Стол сделан из дерева. Значит, какой стол? Стол – деревянный.
Игра «Сравни» направлена на формирование умения сравнивать предметы по их качественным характеристикам. Например, сравни по вкусу лимон и яблоко. Лимон кислый, а яблоко – сладкое.
Представленные игры являются только примерами. Разговаривайте с ребенком, играйте с ним, и успех в его речевом развитии, в частности, в пополнении словаря новыми словами, будет обеспечен.
Моему сыну уже 2, 5 года и он не говорит. И вроде разговариваем постоянно с ним, и книжки читаем, а он не говорит. Что делать, не знаю. Уже пора волноваться?
Ув. Ирина, если вы имеете относительно своего ребенка какие-то тревоги и у вас возникают вопросы, не полагайтесь на время. Спокойно и рассудительно сравните развитие вашего ребенка с развитием его сверстников.
Если у вас возникают вопросы в оценке вашего ребенка, тогда обратитесь за помощью к логопеду. А потом ещё раз проконсультируйтесь с логопедом через год.
Выполняйте все рекомендации логопеда, а в случае необходимости отдайте ребенка в специализированый дет.сад или группу.
Чтобы вызвать вашего ребенка на разговор, вы должны найти интересную для него тему; показать интересную игрушку, картинку; использовать материалы журналов и книг, собственные впечатления, чтобы вызвать у ребенка определенные эмоции.