Кириенко Руслана Рустемовна
учитель
МБДОУ Мурманск №83
Материал опубликован в рамках Всероссийской научно-практической конференции
«Воспитание гражданина-патриота в условиях современных дошкольных образовательных учреждений»
Эффективное взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и родителей по гражданско-патриотическому воспитанию детей
«С вашей семьей и вашим руководством
Будущие граждане растут…
все, что происходит в стране
должно пройти через твою душу и твой разум
Приходите к детям».
как. Макаренко
Сегодня, когда общественная жизнь претерпевает глубокие изменения, одним из вопросов, остро нуждающихся в решении, является воспитание гражданского патриотизма подрастающего поколения. В последнее время наблюдается отчуждение национальной культуры от общественно-исторических ценностей.
Быть патриотом – значит чувствовать себя неотъемлемой частью своей страны. Столь сложные чувства появляются еще в дошкольном возрасте, когда закладываются и постепенно складываются основы ценностного отношения ребенка к окружающему миру.
В настоящее время задача гражданско-патриотического воспитания ориентирована на семью. Семья является источником и связующим звеном, посредством которого социально-исторический опыт передается детям. В нем дети получают уроки нравственности и формируют свою позицию в жизни. Необходимость объединения семей объясняется теми способностями, которыми обладают семьи, которые не могут быть заменены детскими учреждениями. В своей работе детские сады опираются на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования личности детей.
Миссия дошкольных образовательных учреждений – дать возможность родителям посредством взаимодействия участвовать в процессе патриотического воспитания своих детей. Эту работу можно разделить на три блока:
1. Информационный анализ – направлен на сбор и анализ информации о родителях и детях, изучение их семей, родительского опыта, трудностей и требований родителей.
2. Практические — позволяют родителям актуализировать полученные знания (анализ учебных ситуаций, решение учебных задач, тестов, КВН и т.п.), а также позволяют родителям и детям участвовать в общих делах (участвуя в спектаклях, играх, проектах и т.п.)
3. Контрольно-оценочный – предполагает анализ эффективности деятельности специалистов детского сада – для этого необходимо использовать опросы, комментарии, оценочные формы и анкеты.
При организации семейной гражданско-патриотической воспитательной работы мы используем традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества.
Формат работы с родителями:
✓ Анкетный опрос
✓ Консультация
✓ Родительское собрание
✓ Совместные занятия для детей и родителей
-Рисунок «Мой любимый город»
— Изготовление моделей («Наша Микрозона»)
-проект
-Проект «Семейный значок» — позволяет понять ценности вашей семьи и ее увлечения
— Нарисовать родословные и генеалогические древа.
✓ Поисковая деятельность: выбирайте образовательные статьи и фотографии из истории города. («Что было раньше…»)
✓ Фотовыставка «Мои любимые места в Мурманске
✓ Диалог
✓ Круглый стол
✓ Обучение
✓ Обсуждение и распространение семейного опыта
✓ Гостиная «Русские традиции и обычаи»
✓ Мини-музей
✓ Различные формы совместных родительско-детских встреч
— Игры, спортивные мероприятия «Мы – спортивная семья», «Мы – читающая семья», «Мама, папа, я – мурманская семья»
— Ночь народных игр и забав «Как играли наши дедушки и бабушки»
— Вечеринка «у самовара
-Информационная сессия «Все карьеры имеют значение…»
— Создайте рукописную книгу
✓ Привлекать родителей к участию в волонтерской деятельности. В детском саду и родителями сформировался волонтерский отряд «Добрята», который активно участвовал в спасательных работах домов престарелых и воинов Северного военного округа, участвовал в природоохранных акциях.
В центре внимания взаимодействия с родителями должны быть досуговые мероприятия, поскольку они помогают выстроить доверительные отношения между всеми участниками педагогического процесса: «День матери», семейные праздники «Тепло у камина», развлечения «Семейные посиделки», «День матери», «Тепло у камина», «Семейные посиделки». Физические упражнения – залог здоровья», создание альбома «Мой выходной», посещение художественных музеев, бег по легкой атлетике, «День физкультурника».
Также важен подход «домашнего проекта». Суть в том, что каждая семья готовит предметные материалы с учетом собственных познавательных интересов и приоритетов. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их примирению и возникновению общих интересов. Например, такие проекты: «Расскажи другу о Мурманске», «Дети всей планеты — друзья», «Мои друзья»
С целью привлечения внимания родителей к вопросу гражданско-патриотического воспитания и организации полезного досуга с детьми могут быть приняты инновационные формы работы, такие как организация маршрутов выходного дня «Семейные походы», включающие места, посвященные памятным и героическим событиям.Города, знаменитости. Дети не только получают знания о своей Родине и городе в детском саду, но и активно участвуют в приобретении этих знаний вместе со своими родителями. Данная работа поможет сформировать у дошкольников начальные патриотические эмоции: гордость за Родину, любовь к Родине, уважение к традициям.
Темы маршрутов выходного дня: «Семейное путешествие по памятным местам моего родного города», «Незабываемые места из прошлого героев города», «Любимые уголки», «Мой район», «Это моя улица, это я «Дом», «У меня выходной».
В своей работе я стараюсь активно использовать информационные и коммуникационные технологии.
Мультимедиа способствует организации различных форм обучения и воспитания родителей, помогая лучше понять содержание материалов, делая их богаче и интереснее. Знакомство со своей родной страной посредством просмотра видео и фотографий, показывающих познавательную деятельность детей, является положительным интерактивным опытом между педагогами и родителями.
Такое использование ИКТ успешно зарекомендовало себя, например, в мультимедийном дизайне для совместного отдыха и развлечений. Это может сделать вашу работу эмоциональной, привлекательной и современной.
Конечно, не следует забывать и о таком важном празднике, как «День Победы в Великой Отечественной войне». Накануне этого праздника мы предлагаем родителям рассказать своим детям о подвигах героев во время Великой Отечественной войны. Приглашаем родителей принять участие в конкурсах рисунков, конкурсах поэзии, поучаствовать в параде «Бессмертный легион», исполнить патриотические сценки.
Семейное участие в конкурсах не только обогащает семейный досуг, но и позволяет детям и взрослым объединиться и вместе заниматься деятельностью.
Хочу поговорить о важном моменте в системе работы с родителями. Каждому необходимо оценивать свою работу после выполнения какой-либо работы. Нашим родителям это тоже нужно. Не забывайте хвалить своих родителей!
Я искренне надеюсь, что моя работа поможет детям испытать любовь и привязанность к своему родному городу, семье, городу, региону, почувствовать гордость и уважение к своей стране, русской культуре, языку, традициям, почувствовать гордость за свой народ и достижения.