Правильное звукопроизношение и своевременное овладение ребенком всеми звуками речи являются залогом его успешного обучения в школе, а также взаимодействия со сверстниками и окружающими взрослыми.
Как показывает практика, среди современных детей все меньше тех, кому не требуется логопедическая помощь. Основные причины такого плачевного результата:
- во-первых, использование технических приспособлений и компьютера зачастую заменяет живое общение родителей с ребенком;
- во-вторых, нежелание мам и пап признавать, что речевое развитие их малыша не соответствует возрасту приводит к утрате наиболее благоприятного для этого процесса периода времени.
Наиболее частые нарушения звукопроизношения
В процессе нормального речевого развития ребенок дошкольного возраста в состоянии овладеть качественным произношением всех звуков речи. По отношению к определенной группе детей это происходит спонтанно, в процессе подражания взрослым и собственного контроля над произношением. Однако значительное количество детей не может самостоятельно овладеть этим сложным процессом.
Самыми распространенными нарушениями звукопроизношения являются отсутствие, замены или искажения таких звуков, как Ж, Ш, C, З, Р, Л. Для того чтобы устранить эти нарушения, следует обратиться за квалифицированной помощью к логопеду. Но определенную работу в этом направлении вы можете выполнять и дома.
Каким должно быть положение органов артикуляции в процессе произношения звука Ш и звука Ж
Для того чтобы научится произносить эти звуки, следует отработать положение органов артикуляции: губы округлены и слегка выдвинуты вперед, язык широкий, кончик языка приподнят вверх к альвеолам, края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам, зубы практически сомкнуты. Выдыхаемая воздушная струя теплая и проходит по центру языка. При произнеcении звука Ж ощущается вибрация голосовых связок.
Комплекс артикуляционной гимнастики для правильного произношения шипящих звуков Ш и Ж
Упражнение на речевое дыхание «Греем ручки». Зубы разомкнуты. Губы округлены. Выдыхаем сильную и теплую струю воздуха. В качестве контроля следует подносить руки ко рту. Таким образом мы имитируем процесс согревания рук.
Упражнение для губ «Бублик». Зубы сомкнуты. Попеременно вытягивать губы вперед (как будто произносим звук О), затем возвращаться в исходное положение.
Упражнение для языка «Чашечка». Широко открыть рот. Расположить широкий язык на нижней губе. Приподнять края языка вверх. Касаться верхних зубов нельзя.
Упражнение для языка «Маляр». Широко открыть рот. Язык поднять вверх. Широким кончиком языка проводить по верхнему небу вперед-назад. Нижняя челюсть двигаться не должна.
Упражнение для языка «Вкусное варенье». Приоткрыть рот. Широкий язык приподнять вверх и расположить на губе. Кончиком языка выполнить по губе движение сверху вниз (как будто облизать ее).
Упражнение для языка «Фокус». Открыт рот. Широкий язык достать изо рта и загнуть его вверх. На кончик носа положить небольшой кусочек ваты. Подуть с силой на кончик носа. При правильном выполнении задания ватка поднимается теплой струей воздуха вверх.
Все упражнения следует выполнять перед зеркалом несколько раз. И помните, что только своевременные занятия с ребенком могут принести желаемый результат.
Для того чтобы вашему ребенку не так было скучно выполнять эти упражнения, предлагаю вам логопедическую сказку про девочку Олю