Слепко Антонина Ивановна
Яновская Надежда Дмитриевна
Гладких Алина Рафаэловна
спортивный тренер
МАДО Детский сад №69 «Ладушки»
Старый Оскол, Белгородская область
Материал опубликован в рамках Всероссийской научно-практической конференции
«Воспитание гражданина-патриота в условиях современных дошкольных образовательных учреждений»
Воспитание гражданского патриотизма у детей дошкольного возраста на уроках физкультуры
На протяжении веков любовь к Родине и патриотизм всегда были национальным характером нашей страны. К сожалению, в последние годы традиция патриотического сознания в обществе утрачена, поэтому практическая значимость вопроса патриотического воспитания детей дошкольного возраста очевидна. В настоящее время в стране пытаются восстановить чувство патриотизма и гражданственности, утраченное в воспитании подрастающего поколения. Приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации в области духовно-нравственного воспитания молодого поколения является воспитание чувства сопричастности к историко-культурной общности российского народа и судьбам России, формирование чувства патриотизм и гражданство.
Патриотизм – сложное и благородное человеческое чувство. Содержание ее чрезвычайно богато и не может быть ясно объяснено в нескольких словах. Это любовь к семье и друзьям, любовь к нашей маленькой стране и гордость за свой народ. Патриотизм как нравственное качество является результатом целенаправленного воспитания. Дошкольный период является наиболее благоприятным периодом для приобщения детей к национальной культуре.
Спорт является одной из наиболее актуальных и эффективных форм работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Формирование патриотических чувств у дошкольников происходит в процессе работы с ними с использованием различных форм и методов: на уроках физкультуры, во время подвижных игр, эстафет, спортивных развлечений, праздников и досуга. Наибольшее образовательное воздействие оказывают спортивные мероприятия и развлечения. Такая форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения ребенка в рамках темы.
В нашем детском саду учитель физкультуры организовал такие мероприятия, как: «Национальный крест», «День освобождения Стариоскола от немецко-фашистских захватчиков», «Игры-квесты «Мы будем служить в армии», «Папа может…»..», «Мама, папа, я спортивная семья», «День Победы», «День России» и др. эти праздники и развлекательные мероприятия являются традиционными занятиями в детских садах. В подготовке участвуют дети, родители и педагоги. По теме Знания, полученные в спортивно-оздоровительной деятельности, позволят детям понять уникальность культуры своего народа.
Для развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста можно использовать «Военные» игры и сюжетные занятия из серий «Разведчик», «Спасатель», «Танкист», «Учится пожарный».
Учитывайте интерес детей к военной теме. Во-первых, их привлекает яркая военная форма и яркие военные церемонии. Из внешних моментов он подводит детей к пониманию чего-то более существенного — патриотизма солдат, готовых защищать свою Родину. Это достигается путем проведения бесед, викторин, конкурсов, праздников, игр и развлечений. Игры используются для развития таких качеств, как смелость, ловкость, скорость и дисциплина.
Эти события углубили симпатию к солдатам и пробудили стремление подражать им, сделав их волевыми, выносливыми, смелыми, настойчивыми и всегда готовыми прийти на помощь товарищам. Такой формат обучения помогает привить чувство ответственности и желание выполнять задания не только быстро, но и правильно, чтобы не подвести товарищей. Формирование таких волевых качеств: выносливости, мужества, ловкости, которые необходимы будущим защитникам отечества.
Патриотическая эстафета.
Эстафета «Отправь сообщение». Команды выстраиваются в шеренгу на расстоянии 1-1,5 шагов между участниками. Мы передавали мяч друг другу по одному, разворачивались и передавали мяч капитану. Побеждает та команда, чей мяч первой достигнет капитана.
Эстафета «Быстрый конь». Подъезжайте к воротам на бревне, просовывайте его в ворота, хватайте и бегите обратно.
Эстафета «Подготовка пожарных». В каждой команде 2 отца и 6 детей. Папы построили окно, и дети пытались в него пролезть, не разбив.
Эстафета «переправа через реку»: лодочник использует два железных кольца, чтобы перевезти 2 пассажиров на другой берег реки. Однажды вернулся. Побеждает та команда, лодочник которой первой перевезет всех детей.
Эстафета «Надень рюкзак». Игрок подбегает к воротам, пролезает под ними и бежит к ориентиру, рядом с которым находится рюкзак и разные предметы. Каждый участник берет предмет, кладет его в рюкзак, оббегает ориентир, затем бежит обратно и передает эстафету.
Реле «Инженеры». Один ребенок бежит, «змейкой» между кеглями, вокруг ориентира, отбегает назад и держит за руку следующего ребенка, затем они бегут вместе, потом еще трое и так далее, кто бы ни бежал первой командой. Побеждайте, не сталкиваясь ни с какими препятствиями.