Материалы педагогов принимает участие в Региональном практико-ориентированном семинаре “Музейная педагогика как средство формирования у дошкольников нравственно-патриотических чувств”
Кулакова Валерия Александровна
воспитатель
Безносова Ольга Александровна
музыкальный руководитель
МБДОУ ДС № 10 «Светлячок»
НАЗВАНИЕ – Использование музейной педагогики для развития духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников
СЕКЦИЯ – 1. Формы, методы и приемы, технологии работы в мини-музее в ДОУ в соответствии с ФОП ДО
В современной России стремительно формируется поликультурное общество, актуализирующее проблему готовности представителей различных культур к взаимодействию. Усиление роли культуры во всех сферах общественной жизни, включая образование, диктует необходимость сохранения и познания личностью своей культуры. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. На современном этапе обновления российского образования, в условиях реализации ФГОС общего и дошкольного образования осуществляется поиск новых ценностных ориентиров, методических основ образовательного процесса на основе отечественных педагогических традиций, при привлечении этнокультурного, краеведческого материала.
Как показывает педагогическая практика, обращение к духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики с учетом краеведческого компонента наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта, с духовным обогащением общества. Углубленное обогащение образовательной программы ДОУ через систему работы способствующей духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредством широкого использования музейной педагогики с учетом краеведческого компонента позволит: сформировать у ребёнка уважительное отношение к национальной и региональной культуре; усвоить своё культурное наследие; овладеть поведенческими нормами, принятыми в обществе; воспитать патриотические чувства, духовно-нравственные качества.
Патриотизм – это уважение к своей истории, традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и существованию сотен народов на территории России, это ответственность за свою страну, за своё будущее. Сама история России – настоящий патриотизм, который не имеет нечего общего с идеями расовой, национальной, религиозной исключительности. Чувство патриотизма, система ценностей, нравственная ориентация закладываются в человеке в детстве и юности.
Огромная роль отводится семье и обществу, образовательно – культурной политике всего государства». Сохранить «человеческое» в наших детях, начиная с дошкольного возраста, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания и духовно – нравственных качеств личности.
Для формирования нравственных качеств необходима благоприятная предметно-развивающая среда, насыщенная материалом краеведческого содержания, использование проектно-исследовательского и экспериментального методов. Так как в группе невозможно создать все необходимые условия ввиду специфичности краеведческой работы, возникает необходимость восполнить это через сотрудничество с краеведческим музеем. Взаимодействие с семьей позволило мне проводить данную деятельность через совместные мероприятия с Асбестовским историческим музеем, которые направлены на формирование полноценно развитой личности и присущих ей качеств: любовь, добро, взаимопомощь, трудолюбие, вежливость, предупредительность, скромность, общительность.
Одной из форм краеведческой работы является экскурсия. Совместно с музейными работниками и родителями проводятся экскурсии, во время которых дети знакомятся с экспозициями музея, узнают о роли музея в сохранении культурных и исторических ценностей. Экскурсовод краеведческого музея, знакомит детей с правилами поведения в залах музея, рассказывает о профессиях сотрудников музея.
Экскурсии в краеведческий музей позволяет более подробно рассказать детям о быте жителей нашего края, рассмотреть предметы быта, узнать об их назначении.
С целью закрепления знаний у детей о своей малой родине, формированию у детей гражданских, духовно-нравственных качеств и этнокультурных позиций, чувства любви к Родине, использую новые нетрадиционные познавательные формы, которые построены по принципу телевизионных и развлекательных программ, виртуальных экскурсий, игр, НОД с использованием мультимедиа.
Музейная педагогика способствует активному приобщению детей к культурному богатству родного края, формированию эмоционально окрашенного чувства причастности дошкольников к наследию прошлого и, как следствие, развитию его духовности, нравственно – патриотического воспитания.
Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То какие нравственные качества разовьются у малыша, зависит, прежде всего от нас взрослых, от того, как мы его воспитываем, какими впечатлениями обогащаем. Ребенок родился, чтобы стать разумным и добрым человеком.
Поэтому можно сделать вывод, что деятельность ДОУ по приобщению дошкольников к культурным ценностям, воспитанию у них гражданственности и патриотических чувств будет приоритетной во все времена, и эффективным средством духовно-нравственного и патриотического воспитания была и остается музейная педагогика.
Скачать (PDF, 380KB)