Как научить ребенка читать: советы логопеда

Как научить ребенка читать? Основная задача подготовительной группы к школе научить детей читать на материале всего алфавита. Необходимо, прежде всего, владеть звуковым анализом слов, знать согласные-гласные звуки. Учить характеризовать звуки по звучанию, мягкий-твердый, глухой-звонкий. В дошкольной группе основной вид деятельности – это игра, только в игровой форме нужно учить детей. Быстрое, успешное усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций:

  1. Фонетическое восприятие (различением фонем).
  2. Фонетического анализа (возможности выделения звука из речи).
  3. Зрительного анализа и синтеза (способности определять сходства и различие букв).
  4. Пространственных представлений.
  5. Зрительного образа (возможность запоминания зрительного образа букв).

Обучение чтению по слогам

Обучение детей по слогам является самым верным методом. Если добуквенный этап звукового анализа не был пройден слишком быстро, то в слоговом чтении ребенка вы не услышите так называемого рубленого слога, напоминающую отрывистую армейскую команду: кру!- гом!, на!-пра!-во! Ребенок читает слова медленно, протяжно, перетекая от одного слова к другому слогу: ссооосссннннааа…. Рубленый слог опасен: он очень затрудняет переход от слогового чтения к чтению устными словами.

Детей, у которых почему-либо сложилась такая манера чтения, приходится возвращать назад к добуквенному периоду обучения чтению и учить их пропеванию,  интонированию звуков в слове. Поющее протяжное слоговое чтение легко развивается и прогрессирует. Но далеко не у всех детей оно развивается, ускоряется само собой, по мере тренировки, в результате опыта чтения нескольких сот или тысячи слов. Нужно помочь ребенку преодолеть барьер на пути к беглому чтению, как это сделать?

Интуитивные навыки

Как я говорила раньше, что шаг от неумения читать к чтению слов, к открытию способов соединения согласной с гласным связан с интуитивным скачком, догадкой, озарением ребенка. А интуиции взрослый не сможет научить ребенка, а может показать, как надо это делать. Интуитивную догадку ребенка можно лишь облегчить, ускорить. Так же дело обстоит и со вторым интуитивным скачком, новой перестройкой способа чтения, которая приведет ребенка от слогового чтения к чтению целыми словами. Переходу к чтению целыми словами облегчит и ускорит ребенка с ударением, которое как бы скрепляет, объединяет отдельные слоги в целостное слово.

Предварительное знакомство с ударением было уже начато в добуквенный период обучения, выделяя в каждом слове голосом ударение. Не плохой тренировкой в поиске ударений может стать игра «укротитель». Ребенок укротит бизона, если успеет быстро поставить ударение на карточке со словом «бизон», если удар (ударение) нанесен недостаточно быстро или метко, дрессировщик будет ранен (не опасно). После десяти ран дрессировщик временно снимается с опасной работы и отправляется на другую работу – пасти стадо. Пастух подзывает заблудившихся коров: «звездочка», «зорька», «апрелька». Если пастух поставит ударение правильно с именем коровы, она возвращается в стадо. Опираясь только на опыт подобных игр, ребенок может использовать помощь при чтении.

Обучение ребенка чтению: советы логопеда

  • Приступать к обучению чтения только в том случаи, если устная речь ребенка развита достаточно.
  • Не надо заучивать с детьми все буквы алфавита сразу.
  • Нужно закрывать от читающего белым листом бумаги те части текста, которые не должны находиться в поле зрения ребенка.
  • Читаемое должно быть доступно, понятно ребенку.
  • Ребенка учить нужно читать в столбик или в строчку, водя пальчиком от одной буквы гласной к другой, соединяя их дорожкой.
  • Ребенок должен читать слог слитно, а не по отдельной букве.
  • Не надо увлекаться механическим соединением букв в один слог, пример, «м» и «а», как будет вместе.
  • Нужно напоминать ребенку, что первый звук надо тянуть «ммм», добежать до второй буквы, прочитать ее, не разрывая дорожки.
  • Не допускать чтения слогов побуквенно, т.к. дети потом долго не могут овладеть слитным по слоговым чтением.
  • Прочтение слогов из трех букв предлагать только в том случае, когда ребенок свободно читает слоги из двух букв.
  • Многократное внимательное чтение однотипных слогов поддерживает склонность детей по догадке читать.
  • После прочитанного слога попросить ребенка повторить прочитанное, а потом спросить: это слово или нет.
  • Чтение предложений из двух-трех слов вызывает определенные трудности. После прочтения первого слова предложения попросите ребенка прочитать первое слово, а потом прочитать второе слово предложения. После прочтения двух слов надо вернутся к началу предложения и читать подряд три слова.
  • Надо учить ребенка выкладывать самостоятельно из букв разрезанной азбуки слоги, слова.
  • Если ребенку текст дается трудно, надо разбить его на слоги.

При оценки чтения, а так же и при оценки любых учебных достижений ребенка, нужно учитывать возрастные нормы-требования, не надо завышать их, знать реальный уровень ребенка и его достижений, радоваться каждому успеху и не надо оценивать не успех на языке школы и отметок, пример чтение на двойку или тройку. Этим вы можете отпугнуть ребенка от школы. А надо вот так: «хорошо», «молодец», «уже получается быстрее».

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *