Ребенок не говорит. Этот период затягивается. Родители начинают беспокоиться. И это правильно. Зачастую отсутствие говорения (экспрессивной речи) связано с тем, что у ребенка нарушен фонематический слух (возможность различать отдельные звуки, их сочетания, слова) или могут быть более сложные системные нарушения (сенсорная алалия). Поэтому сначала нужно научить ребенка воспринимать речевой материал и соотносить его с реальными объектами, людьми, действиями и т.д.
Рассмотрим варианты начального обучения ребенка пониманию речи, обращенной к нему окружающих людей. Родители сами могут выбрать речевой материал для обучения. Мы предлагаем алгоритм работы, который может быть перенесен на другой речевой материал.
Обучение выполнению инструкции «Дай»
Для обучения необходимо подобрать такой предмет, который часто встречается в быту, доступен для захвата, вызывает положительные эмоции у ребенка. Обучение может происходить за столом или в другом удобном для ребенка месте.
Взрослый и ребенок сидят за столом лицом к лицу. На столе расположен только тот предмет, с которым будет проводиться обучение, например, кукла-голыш. Взрослый привлекает внимание ребенка к игрушке и дает инструкцию: «Дай куклу». Если ребенок берет куклу и дает ее взрослому, взрослый сообщает ребенку: «Молодец! Ты дал(а) куклу». После чего вместе с ним совершает игровые действия с игрушкой. В том случае, если ребенок не выполняет поручение, следует подключить к процессу обучения еще одного взрослого, который сидя за спиной ребенка, совершит его руками необходимое действие. С каждым разом степень помощи должна уменьшаться. Обучение проводить до тех пор, пока ребенок сам станет выполнять поручение. Однако это может произойти не за несколько минут. Если у ребенка есть какие-то умственные нарушения, на это может быть затрачено достаточно длительное время. Будьте внимательны, следите за реакцией ребенка: не хочет выполнять, капризничает – заканчивайте обучение.
Ребенок выполняет инструкцию с куклой. Можно переходить к альтернативным предметам. Положите перед ребенком куклу и чашку. Предметы должны быть расположены на равном расстоянии от малыша, так как в противном случае он будет брать тот предмет, который расположен ближе. Дайте ту же инструкцию, что и в первом случае: «Дай куклу». Если ребенок дает вам куклу, его хвалят, и выполняют игровые действия с игрушкой. В том случае, когда ребенок не справляется с заданием, включается второй взрослый. Через совместные со взрослым действия ребенок дает куклу коммуникативному партнеру. Постепенно помощь второго взрослого должна уменьшаться, а количество альтернативных предметов увеличиваться до 5 – 6. Обучение проводится до тех пор, пока ребенок научиться выполнять поручение самостоятельно, выбирая только заданный предмет.
Если ребенок научился выполнять инструкцию «Дай!», переходите к обучению новым поручениям, например, «Возьми!», «Принеси!», «Покажи!» и др. После того как малыш усвоит основные действия с предметами, можно начинать его учить соотносить реальные объекты с изображениями на фотографиях и картинках и выполнять действия уже относительно графических изображений.
Если у ребенка выявлено нарушение импрессивной речи (понимание обращенной речи), следует как можно раньше начать оказывать ему коррекционно-развивающую помощь. Ведь от того, насколько она рано будет оказана, зависит умственное развитие ребенка, процесс его подготовки к школе, да и само школьное обучение.
Зачастую окружающие люди, видя безречевого ребенка, полагают, что он умственно отсталый. Не рекомендуем придерживаться такого мнения, так как умственная отсталость является самостоятельным нарушением, которое имеет свою симптоматику и особенности проявления. Естественно, задержка в умственном развитии у безречевого ребенка будет, но это является лишь следствием системного недоразвития речи. Поэтому нужно быстро искоренить главную проблему, чтобы не было негативных последствий.
Обучение ребенка пониманию названий действий
Обучение пониманию названий действий может проходить одновременно с формированием у ребенка умения понимать названия объектов. Но если вы видите, что вашему малышу это сложно, не спешите, делайте все постепенно и поэтапно.
Мы не можем говорить о том, что именно с таких слов-названий действий лучше всего начинать. Процесс обучения индивидуален. Вы лучше всего знаете своего ребенка, поэтому сможете подобрать именно те действия, которые более импонируют ему. Ну а мы, в свою очередь, приведем примеры, как это сделать.
Выполнение простых движений
Например, вы решили обучать ребенка пониманию инструкции «Хлопай». Для ее выполнения необходимо продумать время и место, так как постоянно и везде хлопать как-то не принято. Включите веселую детскую песенку, начните сами хлопать в такт мелодии. После чего дайте поручение ребенку: «Хлопай!». Если малыш не подражает вашим действиям, используйте прием совместных действий, когда вы берете руки ребенка в свои и совершаете ими необходимые действия. После совместного выполнения задания, дайте ребенку еще раз эту же инструкцию. Если малыш выполняет необходимые действия в данной ситуации, можно давать инструкцию «Хлопай!» и в иных подходящих ситуациях и моментах. Аналогично осуществляется обучение пониманию и других инструкций типа «Подними», «Прыгай», «Сядь» и т.д.
В том случае, если ребенок соотносит несколько действий и слов, переходите к формированию умения дифференцировать две инструкции. Выбирайте те инструкции, которые по своему звуковому оформлению резко отличаются друг от друга, например, «Хлопай» и «Сядь». Близкие по звучанию слова на первых порах могут только усложнять процесс обучения. К примеру, инструкции «Топай» и «Хлопай» достаточно тяжело отличить еще неопытному в этом деле ребенку. К такой дифференциации можно переходить тогда, когда ребенок уверенно понимает резко отличающиеся по звучанию слова-действия.
Выполнение действий с предметами
Для обучения необходимо подбирать те предметы, которые хорошо знакомы ребенку по своему функциональному назначению и не вызывают у него отрицательных эмоций. Приведем пример обучения пониманию действий, связанных с использованием карандаша.
Разместите карандаш и бумагу на столе перед ребенком и дайте ему задание «Рисуй!». Следите за тем, чтобы он не начал с карандашом выполнять какие-либо действия до того момента, пока вы ему не дали инструкцию. Если ребенок не начинает совершать необходимые действия, напомните их. После чего еще раз повторите задание. Затем выложите перед малышом несколько предметов, например, карандаш и расческу, и снова дайте ему инструкцию «Рисуй!». Таким образом происходит обучение пониманию различных названий действий с предметами. Желательно, чтобы в процессе обучения менялись условия. Например, даем инструкцию «Рисуй!» не только за столом, но и на улице. В качестве орудия для рисования может быть палочка. Это делается для того, чтобы ребенок переносил свой сформированный навык в естественные повседневные рутины.
Типичные ошибки при обучении
Часто родители желают, чтобы ребенок быстрее научился выполнять различные действия, поэтому они используют подсказки. Например, после того как предъявлена инструкция, взрослый располагает свою руку рядом с предметом, который предлагается дать ребенку; смотрит на тот предмет, который нужно дать, использует указательные жесты, кивки головой и т.д. Такая помощь нисколько не облегчает обучение, а наоборот тормозит этот процесс. Ребенок становится зависимым от реакции взрослого. Однако он должен только реагировать на вербальные сигналы – инструкции по выполнению.
О том, как же учить ребенка понимать названия различных предметов, их качеств и более сложных действий, читайте в одной из следующих статей.
Очень хорошие советы для родителей при начальном понимании речи ребенком. Я тоже занималась с дочкой подобным образом. Хотя, как давно это было! :-) Но она начала говорить очень рано. И первым словом ее было слово Зая. Потому что, у нее был маленький пластмассовый красный зайчик, который я использовала для этих занятий.
А мой сыночек как-то обошел вниманием этап под названием «Дай» в отдельном контексте. Зато потом все сразу стал делать)))
Очень хорошие рекомендации.
Когда росли мои мальчики, кроме книги доктора Спока и методы Никининых, не было ни чего. Теперь у меня, как у образованной бабушки, появилась возможность наблюдать и помогать в развитии своих внуков. Этот процесс мне очень нравится, тем более, что есть такие замечательные статьи, как эта, которые помогают на начальном этапе обучения.
Часто мы незаметно для себя даем такие подсказки, не осознавая эти действия. А ребенок, он ведь очень внимательный, все замечает. И пользуется такими вот подсказками.
Да научить ребенка понимать речь не просто, главное терпение и усердие не только ребенка, но прежде всего родителей.