Михайлова Наталья Анатольевна
учитель
МБДОУ «Второй детский сад»
Ачинск, Красноярский край
Данный материал принят к публикации во Всероссийском интернет-журнале «Мир дошкольников» для дошкольников, родителей и педагогов детских садов, выпуск 10 (31) ОКТЯБРЬ-2024 – издан 1 октября 2024 г
Обучение Пиноккио финансовым знаниям
Заметки по когнитивному развитию (финансовой грамотности) для подготовительной группы
Цель: Содействовать финансовому образованию и экономической грамотности детей дошкольного возраста.
Задача:
- – выработать разумное отношение к трате денег;
- – Помогает сформировать первоначальные представления о требованиях;
- – закрепить представления детей о понятии «семейный бюджет» и его структуре (формах доходов и расходов);
- – Развивать умение обнаруживать уникальные и схожие черты между монетами и банкнотами;
- – Развивать способность определять важные потребности человека;
- — Развивать логическое мышление, память, концентрацию внимания, связную речь и умение объяснять принятые решения.
- – Умение налаживать контакт, работать в команде, учитывать другие мнения и совместно принимать решения;
- – Развивать аккуратность и желание изготавливать качественные поделки.
Предварительная работа: Поговорите с детьми о том, что такое «монеты», «банкноты», «пластиковые карты», «наличные и безналичные», «покупки», «семейный бюджет», «какие продукты есть в наличии», «как помочь» родители» — самое главное Деньги; чтение романов; ролевые игры: «Супермаркет», «Парикмахерская»
Домашнее задание по словарю:
- Словарь активации: монеты, купюры, купюры, нужды, банкоматы, банковские карты.
- Обогащение словарного запаса: семейный бюджет, доходы, расходы, сбережения.
Методические приемы:
- Устный – рассказы учителя, вопросы детям, диалог, художественное высказывание;
- Визуально – представление материала;
- Игра – Момент неожиданности, выполнение игровых действий;
- Практика – самостоятельная деятельность детей.
Интеграция образовательных областей: развитие речи, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Материалы и оборудование: 2 мольберта, купюры и монеты — полная и обрезанная картинка «Жизнеобеспеченные потребности человека: вода, одежда, кров, еда», таблица потребностей человека, банкомат, банковская карта, шаблон для создания именной банковской карты
Ход курса;
Встанем рядышком в круг,
Давайте скажем друг другу «Привет.
Мы даже не удосужились поздороваться:
Всем привет! и «Добрый день!»;
Если бы все улыбались-
Доброе утро вот-вот начнется.
-Доброе утро!!!
В состав группы входит Грустный Буратино
Педагог:
Какая странная вещь
Деревянный человек?
на суше и под водой
Найдите золотой ключ.
Он везде высовывал свой длинный нос.
Кто это? (Буратино) Дети ответили хором
Буратино: — Всем привет!
Воспитатель: — Здравствуйте, Буратино. Мы рады встрече с вами.
Пиноккио, почему ты грустный? Что с тобой?
Буратино: — Всем привет! Я в полном замешательстве.
Воспитатель: — Расскажите нам и детям, и я постараюсь вам помочь.
Буратино: Папа Карло записал меня в школу финансовой грамотности. Я сегодня на уроке. Там я услышал много новых слов – деньги, потребности, бюджет, банк, банкомат, пластиковая карта. Я не понимаю, что это такое. Помогите мне понять значение этих новых слов.
Воспитатель: — Школьники, а можно помочь Буратино? Он дал нам интересное задание. Но я думаю, мы сможем решить эту проблему вместе и помочь нашим друзьям.
Буратино, сядь со всеми и обрати внимание!
(Буратио садится на стул вместе с детьми)
Педагог:
Послушайте загадку:
«Они медные, блестящие, бумажные,
Но поверьте мне, они очень важны для любого! Что это?»
Правильно – «деньги»
Зачем людям деньги? (Ответ детей).
Да, людям в современном мире нужны деньги, они не могут выжить без денег.
Откуда люди берут эти деньги? (Ответ детей).
Да, это так. Люди работают. Их труд был оплачен, а заработная плата была в бумажной валюте. Бумажные деньги еще называют банкнотами.
Воспитатель: — Купюры или денежные знаки – это бумажные деньги. Как называются металлические деньги? (монета)
Воспитатель: — Теперь вам предстоит задание: нужно разместить купюры на одном мольберте, а монеты — на другом мольберте.
Игра «Какие бывают купюры и монеты?» (Дети делятся на две команды; одна команда кладет монеты на один мольберт, а другая команда кладет купюры на второй мольберт: Буратино также участвует в игре и наблюдает за детьми их мольберты)
Воспитатель: — Молодцы! Мы сделали это! Буратино, теперь ты запомнил названия денежных купюр и отличия купюр от монет.
Буратино: — Да, банкноты бумажные и называются банкнотами, а монеты — металлическими.
Воспитатель: — Студенты, как вы думаете, можно ли расплачиваться в магазинах порванными купюрами? (Ответы детей и Буратино)
Воспитатель: — Ребята, однажды на фабрике, где печатают деньги, сломался станок и в автомате оказалось несколько купюр, разделенных на несколько частей. Такие деньги невозможно потратить. Попробуем отремонтировать испорченную банкноту. (Дети делятся на мальчиков и девочек, присоединяется Буратино и помогает мальчикам)
Настольная игра «Собери купюры».
Динамическая пауза «Давай посчитаем деньги»
Раз, два, три, четыре, пять (пойдем на место)
Давайте посчитаем деньги. (Сжимая и разжимая пальцы)
Раз-два платим за номер, (сожмите пальцы в кулак, согните мизинец и безымянный палец)
Дом, в котором мы живем.
Третья монета – на покупку одежды (согнутый средний палец)
На четвёртую монету мы можем купить еду и напитки (согните указательный палец)
Ладно, теперь пятый (двигаем большими пальцами)
Давайте спрячем его на дне нашего кошелька! (Сжать большой палец в кулак и согнуть все пальцы)
Воспитатель: — Ребята, а теперь давайте скажем Буратино, что нужно? (Ответы детей)
Воспитатели: – Значение слова «нужность» происходит от слова «требование». Потребность – это то, без чего человек не может жить и все, что он хочет иметь. Внимание Совет директоров!
На доске разложены картинки, и дети вместе с Буратино выясняют основные потребности человека (еда, вода, одежда, кров) и объясняют Буратино, почему человек не может жить без этих потребностей (ответы детей).
Воспитатель: — Теперь вы понимаете, что в первую очередь необходимо удовлетворить определенные потребности? (Ответ Буратино)
Воспитатель: — Буратино, а ты знаешь, откуда в твоей семье деньги?
Буратино: -Конечно знаю, мне их подарил отец Карло.
Воспитатель: — Ребята, скажите, Буратино, откуда в семье деньги.
Дети:
- — Мама и папа ходят на работу и получают зарплату;
- — Бабушки и дедушки получают пенсию;
- -Сестра и брат учились в академии и получали стипендию.
Учитель: Учащиеся, скажите, пожалуйста, что такое семейный бюджет?
Дети: Семейный бюджет – это доходы и расходы семьи.
Буратино: – Что такое доход?
Дети: Доход – это деньги, заработанные трудом.
Буратино: – Что такое потребление?
Дети: – Плата – это деньги, используемые для оплаты услуг и приобретения товаров.
Воспитатель: — Ребята, давайте вместе с Буратино научимся правильно распределять семейный бюджет и поиграем в игру.
Игра «Хочу и нужно» (играется на столе)
Перед вами карта спроса и десять монет (у каждой команды своя карта). Ваша задача распределить свой бюджет, слушая мои задачи:
1. На одежду мы потратили 1 монету, но на электричество нам нужно потратить на 1 монету больше, чем на одежду. Сколько монет нам нужно потратить, чтобы купить электричество? (2)
2. Наш счет за электричество составляет 2 монеты, а еда на 1 монету больше, чем счет за электричество. Сколько монет нам нужно, чтобы купить еду? (3)
3. На лекарства мы тратим на 2 монеты меньше, чем на еду. Сколько монет нам нужно потратить, чтобы купить лекарство? (1)
- Чтобы оплатить аренду, нам нужно потратить столько же монет, сколько и счет за электричество. Сколько монет нам нужно, чтобы заплатить за аренду? (2)
Учитель: — Ребята, скажите, сколько у вас монет?
Дети: — У нас есть 10 монет.
Воспитатель: — Сколько монет мы с вами потратили?
Дети: — Мы потратили 9 монет.
Воспитатель: — Что делаем с оставшимися монетами?
Дети: — Эту монету мы можем потратить на себя или положить в копилку.
Воспитатель: – Когда все важные нужды оплачены, можно купить то, что хочется, или отложить деньги на следующую покупку.
Воспитатель: — Буратино, теперь ты понимаешь, как правильно распределять семейный бюджет?
Буратино: Да, ребята, я понял, спасибо. Я обязательно расскажу об этом папочке Карло.
Воспитатель: — Буратино, в чудесной стране «Страна дураков» вы закапываете в землю пять золотых монет и ждете, пока вырастет дерево с кучей денег в нем.
Детские проблемы:
«Деньги будут расти?
Где Пиноккио спрятал свои деньги? (Ответы детей)
Воспитатель: — Правильно, ребята. Деньги можно хранить в копилке, кошельке или отнести в банк и положить на банковскую карту. Карты бывают разного дизайна, но все они имеют одно и то же назначение — хранить деньги. (показывает разные пластиковые карточки) Вы когда-нибудь видели такую открытку от своих родителей? Знаете ли вы, как их использовать? (Ответы детей)
Ребята, а теперь давайте с Буратино зайдём в нашу сберкассу, посмотрим на банкомат и скажем, зачем он нам нужен? (Рассуждение детей)
Теперь попробуем снять деньги в банкомате. Сначала я научу тебя и Пиноккио пользоваться нашим банкоматом, а потом ты попробуешь.
Воспитатель: — Буратино, ты жил в сказках, ты не знаешь, что в нашем современном мире есть: банкноты, монеты, банки, банкоматы, банковские карты. Сегодня мы вам все рассказали. Теперь давайте вместе с детьми создадим свою личную банковскую карту.
Дети подошли к столу с Буратино и самостоятельно сделали по образцу именные банковские карты.
Буратино: -Спасибо, ребята. Я узнаю, что деньги не вырастут, если их закопать в землю. Я нанесу их на карту. Я тщательно обдумаю все свои расходы с отцом Карло. До свидания, ребята!
Дети: — До свидания, Буратино!
Результаты деятельности
Воспитатель: — Ребята, кому мы сегодня помогли?
Дети: — Буратино.
Воспитатель: — Чему мы учили Буратино?
Дети: — Мы учим Буратино финансовой грамотности. (подробные ответы для маленьких детей)
В дверь постучали, и пришел почтальон с посылкой из Братино.
Подарок Буратино «Волшебная шкатулка» (шоколадные монеты).
Воспитатель: — Ребята, Буратино еще раз благодарит вас за помощь.