Игра является для ребёнка тем же, чем речь является для взрослого. Это средство для выражения чувств, исследования отношений и самореализации. Когда детям предоставляется такая возможность, они разыгрывают свои чувства и потребности примерно так же, как это делают взрослые. Одним из самых эффективных методов в работе с детьми является игровая терапия.
Игра — символический язык для самовыражения, и игра может открыть взрослым, что пережил ребёнок, как он реагирует на то, что пережил, какие чувства испытывает при этом, какие желания, мечты и потребности возникают у ребёнка и каковы особенности его «Я-концепции»*.
* «Я-концепция» — это система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного «Я».
Цели игровой терапии:
— помогает ребёнку словесно выразить свои чувства и эмоции;
— помогает ребёнку выразить неосознаваемые конфликты и уменьшить эмоциональное напряжение;
— расширяет круг интересов ребёнка;
— является средством для работы с механизмами психологической защиты** (например, вытеснения проблемы).
**механизм психологической защиты — понятие, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на уменьшение отрицательных переживаний.
Показания к игровой терапии:
— эмоциональные состояния после развода родителей;
— снижение тревоги у детей;
— облегчение состояния при соматических заболеваниях;
— ослабление агрессивного поведения;
— улучшение успеваемости в учёбе;
— уменьшение затруднений в общении;
— коррекция эмоциональных состояний детей, подвергшихся насилию или живущих в условиях психической напряженности и т. п.
Игровой материал
Игрушки, подобные вещам в реальной жизни:
— куклы;
— домики;
— посуда;
— машины;
— медицинский набор и т. п.
Игровой материал для снятия агрессии и страхов:
— солдатики;
— монстры;
— оружие;
— маски волка, бандита, чудовища и т. п.
Игровой материал для развития творческого мышления:
— пластилин или глина;
— краски, карандаши и фломастеры;
— конструкторы, мозаика и т. п.
Этапы игровой терапии:
I этап: установление контактов и свободная игра с ребёнком, знакомство с игровой комнатой.
II этап: введение в игру ребёнка какой-либо ситуации, напоминающей психотравмирующее событие с помощью специально подобранных игрушек. В процессе разыгрывания психотравмирующей ситуации ребёнок управляет игрой и тем самым перемещается из пассивной роли пострадавшего в активную, деятельную роль (что само по себе обладает лечебным эффектом).
III этап: продолжение свободной игры ребёнка.
Ведущему игровой терапии следует заранее составить предполагаемый план игры с учётом возраста и особенностей эмоционального состояния ребёнка, а также конечной цели игровой терапии.
Метод игровой терапии предполагает как индивидуальную игру ребёнка, так и ролевые игры в детской группе, когда перед игрой распределяются роли среди детей. Аналогичным средством терапии является рисунок. Так же, как и игра, рисунок является основным коммуникативным средством ребёнка. Игра и рисование могут дополнять и переходить друг в друга.
Ведущий игровой терапии должен:
— Наблюдать за процессом игры: как играет ребёнок, как подходит к игровому материалу, что выбирает, чего избегает? Каков основной стиль его поведения? Трудно ли ему переключиться? Хорошо или плохо организовано его поведение? Каков основной сюжет его игры?
— Анализировать содержание игры: темы одиночества, агрессии; много ли несчастных случаев происходит?
— Оценивать навыки общения ребёнка: чувствуется ли контакт с ребёнком, пока он занят игрой? Вовлечён ли ребёнок в игру или он не в состоянии во что-либо вовлечься?
— Осуществлять контакт с ребёнком по ходу игры. Если в игре повторяются одни и те же ситуации, можно задать вопросы, касающиеся реальной жизни ребёнка: «А дома ты любишь всё расставлять по местам?»
— Привлекать внимание ребёнка к эмоциям, которые владеют им по ходу игры: «Мне кажется, что эта кукла-папа очень недовольна своим сыном».
— Возвращать ребёнка к ситуациям его жизни: «А ты когда-нибудь дрался, как эти два солдатика?»
— Не прерывать течения игры — дождаться естественной паузы.
Остались вопросы, задайте их нашим специалистам в разделе КОНСУЛЬТАЦИЯ