——Вы звонили? – Мама сидела напротив Марьиваны и внимательно наблюдала.
— Да, конечно! Вы мама Вани? У меня с тобой серьезный разговор!
«Я тебя внимательно слушаю.» Мама улыбнулась и посмотрела на учительницу. На ней был серый свитер. Он был явно не новый, но чистый и аккуратный.
– Ты понимаешь, я даже не знаю, как тебе сказать. Ваня продает свитера другим детям в школе! Учителя это увидели и рассказали мне! Я позвонила Марте — она сказала, что действительно купила свитер! Есть и другие дети. Мариана сделала драматическую паузу и выжидающе посмотрела на мать.
Мама продолжала улыбаться, слегка приподняв правую бровь:
— и?
— Что значит — и? – Мариванна явно ожидала другой реакции на свои слова.
— Ну и что? Я продавал свитера. Это прыгающие мячи, да? Я понимаю. Почему ты мне позвонил?
— Да, конечно. Вот почему я позвонил. В школе на перемене…
— Так не на уроке?
«Э-э…» Учитель был явно сбит с толку этим вопросом. — Нет. Но какое это имеет значение? он! в школе! Продавать! Игрушка!
Мама подняла вторую бровь:
– Он плохо себя вел? Учитель жаловался на него? Он получил двойку? Поругались с кем-то? Ты что-то украл? Наконец, вы обманули покупателя, не предоставив купленный свитер?
Маривана на несколько секунд остолбенела с открытым ртом, а затем продолжила:
— Нет, но…
– То есть в свободное от занятий время между занятиями он проявлял свою самостоятельность и реализовывал свой малый бизнес-план, не влияя на учебу и поведение?
— Ты серьезно?
— Довольно. Я хочу узнать, почему я сегодня взял отпуск, чтобы увидеться с тобой.
— Но я же тебе говорил! – Мариванна явно начинает нервничать.
— извини. Наверное, я невнимательно прочитал школьные правила поведения. Но я не помню никаких правил, запрещающих продажу свитеров во время перемены.
«Почему ты не понимаешь?» Учитель начал злиться. – В школе ничего продавать нельзя!
— это правда? Вы в столовой раздаете бесплатные паровые булочки?
— При чем здесь паровые булочки?
— Ну, ты сказал, что ничего не сможешь продать в школе. Но почему-то каждую неделю я даю своим детям деньги на покупку булочек.
— так ты серьезно? Он продаёт игрушки другим ученикам начальной школы! Это школа, а не рынок! – Мариана закипела.
– Конечно, извини, но чего именно ты от меня хочешь? Если в твоих правилах сказано, что так делать нельзя, просто покажи Ване правила. Он очень чувствителен к незаконной деятельности.
– Вы не хотите как-то повлиять на него?
— Влияние? – Мама задумалась на несколько секунд. — Может быть. Он составил свой небольшой бизнес-план, определил потребности потенциальных покупателей, нашел место для покупки и подсчитал возможную прибыль. И все это без моей помощи. Все самостоятельно. Да, я думаю, стоит его подбодрить. Думаете, похода в аквапарк на выходных достаточно? Да, пожалуйста, в следующий раз мы будем решать такие вопросы по телефону. У меня есть работа, а время – деньги.
Перед вами типичный конфликт двух реальностей – школы и взрослой жизни, современности и постсоветства, послушания и независимости, знакомства и творчества. Почему-то многие родители надеются, что их ребенок к 18 годам станет особо послушным, ленивым, тихим (желательно немым) отличником, а потом вдруг превратится в успешного, уверенного в себе и преуспевающего бизнесмена.
Они были очень удивлены — «записали» ребенка в институт, помогли с жильем и нашли ей работу — но ничего не изменилось. Мой сын с утра до вечера работает в офисе, по пятницам пьет пиво, а все выходные сидит перед компьютером. Он также попросил у родителей денег. А самому ему уже двадцать пять лет… Почему мы делаем неправильные вещи? Ведь это все для него, милый мой.
Они мало что помнят, что, когда их пятиклассник захотел заняться каратэ, его не пустили (что было опасно). В седьмой раз мне не разрешили заниматься брейкингом (совершенно случайно!). В восьмом классе их заставляют заниматься авиамоделированием (какая литература? Какие уроки дают мальчикам?). На девятом курсе меня перевели на факультет английского языка (задумайтесь, друзья! Будут новые!). Одиннадцатому человеку не разрешено встречаться с новыми учениками (у него будет целый вагон таких же картианцев, как он). Мне не разрешили записаться на журналистику (где, где?). Отдали меня на платный экономический факультет (ну и что, что я плохо разбираюсь в математике! Он научится!). Нашли работу в фирме дяди Коли (где он сейчас работу ищет… Пора…).
Да, они до сих пор очень удивлены. Был сын соседа, который в детстве был настоящей катастрофой! Я всегда ходил с травмированным коленом. В школе он каждый год менял классы, но никуда не мог вписаться. Я пошел учиться на политолога. Я уволился через год. А потом я где-то работаю с восемнадцати лет. Когда мне было двадцать, я посещал только заочные курсы. Теперь у меня есть своя компания, машина, красивая жена и скоро ребенок. Мы с женой оба любим велосипеды, они ездят куда-нибудь каждые выходные, и мой сосед показал мне фотографии как же так?
Конечно, описанная ситуация несколько преувеличена. Но общая тенденция такова. Если детям не позволять проявлять инициативу в три года и не позволять делать все непрерывно в десять лет, то в двадцать лет они вдруг не станут самостоятельными и уверенными в себе. Он будет «удобен» родителям, не будет рвать на себе одежду, ушибать колени, спорить с учителями, отстаивать свое мнение.
Он будет послушен и невероятно корректен. Но родителям стоит задуматься о том, какого ребенка они хотят воспитать? Комфортное детство или успешная жизнь? Когда ребенок мечется от одного увлечения к другому в поисках себя, ох какой соблазн заткнуть ему рот и заставить продолжать ходить в ненавистную ему музыкальную школу. Только тогда вы встретите человека, который не только не имеет собственного интереса, но и принципиально ненавидит музыку.
Дети — тот же человек, только меньшего размера. Он должен иметь право голоса и нести ответственность за свои решения. Только так он сможет вырасти ответственным взрослым, а не маменькиным сынком. Если вы будете принимать за него все решения без консультации, ваша жизнь станет проще сейчас, но и усложнится в будущем. Будь то для себя или своих детей.