Подвижные игры основаны на многих движениях для развития точности и координации. Так же в подвижных играх улучшаются движения детей, развиваются наблюдательность, память, внимание, мышление, воля и выдержка, находчивость и ловкость. Основным содержанием подвижной игры является: бег, ходьба, подскоки, прыжки, бросание и многое другое, значит каждая игра – это тренировка разных движений, определенных групп мышц.
Польза подвижных игр для речевого развития
Подвижные игры направлены не только на физическое развитие детей, но и благоприятно влияет на их психологическую деятельность. Различные подвижные движения повышают деятельность речедвигательного анализатора, идет ускорение реакции нервных центров, делает лучше подвижность процессов возбуждения и не происходит торможение в коре головного мозга.
Эти предпосылки создают положительную динамику для восстановления нарушений речевой функции. Одной из главной особенностью при проведении игр с детьми с нарушением речи является, что все подвижные движения должны сопровождаться громкой, четкой, внятной речью: считалочками, стишками, потешками , песнями и тд. Игры подбираются в соответствии с речевыми периодами. Чтобы расширить представление детей-логопатов об окружающем, нужно перед каждой подвижной игрой проводить обучающие беседы.
Примеры подвижных игр
В подвижных играх развиваем точности и ловкости движений, закрепляем правильные звукопроизношения, знания о цвете, форме и величине предметов, материале, из которых они сделаны. Игры могут проводиться как с одним ребенком, так и с группой детей, устраивая им соревнования.
Игра «самолетик»
Педагог предлагает детям развести руки в стороны ладонями вниз, поднять руки вверх, вдох, сделать поворот в сторону. При этом произнести звук «ж-ж-ж», выдохнуть, стоять прямо, опустив руки, пауза и т.д. Затем взрослый вместе с детьми делают движения, проговаривая стишок:
Самалетик-самалет (разводит руки в стороны, ладонями вниз)
Отправляется в полет (делает поворот влево, вправо, затем выдох)
Жу-жу-жу , жу-жу-жу,
Постою и отдохну. (встает прямо, опустив руки)
Игра «брось мяч в корзину»
Перед ребенком набор мячей одного цвета, но двух размеров, взрослый предлагает ему бросать большие мячи в корзину. Затем спросить у ребенка, какие были мячи, какого цвета и размера, из какого материала они сделаны, так же их посчитать. Можно повторить игру и бросать только маленькие мячи.
Игра «лес шумит»
Предлагается ребенку посмотреть в окошко, обращая его внимание на качающие деревья, на то, как шумит ветер. Педагог: «возьми палочки с ленточками – это будут наши листочки, а твои руки это веточки. Поднимаем руки вверх и раскачивающимися движениями имитируем ветер, проговариваем вместе с ребенком стишок.
Дует ветер, задувает, наши веточки качает,
Вот как, вот как наши веточки качает,
Дует ветер, задувает! У-у! У-у!