Накопление ребенком словаря, овладение им правильными грамматическими конструкциями, развернутыми высказываниями не может происходить спонтанно. Этому малыша нужно учить. Не всегда дети понимают содержание рассказа, сказки и стихотворения, которые им читают родители, или с которыми они знакомятся сами. В нашей статье мы рассмотрим несколько приемов, позволяющих не просто развить речь ребенка, но и научить его творчески мыслить.
Развитие речи в процессе драматизации (демонстрации) содержания произведения
Драматизация как метод развития мыслительной активности ребенка может быть использован для уяснения содержания всего текста или отдельных слов и фраз. Как же следует применять данный метод?
Например, вы читаете с малышом сказку «Репка». Для того чтобы ребенок запомнил ее содержание, не стоит только рассматривать цветные иллюстрации, а следует вжиться в роль каждого из действующих персонажей и проиграть всю сюжетную линию.
В каждом детском произведении есть трудные для восприятия слова, выражения и фразы. К примеру, ребенку трудно представить, что такое «заслоняя собой мальчика», «бежать стремглав» и т.д. Но если вы продемонстрируете вместе с малышом действия, которые обозначены этими выражениями, то облегчите понимание и запоминание новых слов.
Развитие речи в процессе использования конструктивной картинки (динамической аппликации)
Очень часто в текстах для детей используется описание природных и погодных изменений. Представить их бывает достаточно сложно. Например, «стало белым бело», «появились первые проталины» и т.д. В этом случае незаменимым помощником выступает динамическая аппликация. Что же она собой представляет? Покажем на конкретном примере. Вы читаете с ребенком сказку «12 месяцев». Если вспомните, то одним из сюжетов является появление среди дремучего морозного леса полянки с подснежниками. Для того чтобы представить эту картину, вам необходимо изготовить макеты деревьев, цветов и всех действующих персонажей. Увлекательным изготовлением макетов следует заниматься не самостоятельно, а привлекать к посильной работе и самого малыша. После изготовления необходимой атрибутики, можно начинать игру-драматизацию. Вы зачитываете строки из сказки, а ребенок передвигает фигурки, восстанавливая события. Затем можно предложить малышу самостоятельно играть и рассказывать.
Развитие речи в процессе детского иллюстрирования (рисования)
Существует несколько вариантов детского иллюстрирования. Первый вариант. Ребенку предлагается отразить в рисунке отдельных персонажей или объектов, о которых речь идет в рассказе, стихотворении или сказке. Например, можно предложить малышу нарисовать кота в сапогах, колобка, который катится по дорожке и т.д. Второй вариант – иллюстрации к отдельным фразам. В данном случае ребенку предлагается изобразить то, что заложено в конкретной фразе. Третьим вариантом является зарисовка ко всему тексту.
Изначально все виды рисования следует выполнять вместе с ребенком, но никак уж не за него. После чего нужно давать ему больше самостоятельности. В процессе рисования можно использовать наводящие и уточняющие вопросы, расспрашивать о том, почему ребенок выбрал такую цветовую гамму, почему именно таким образом расположил объекты и т.д.
Развитие речи в процессе словесного рисования
Использование данного метода предполагает воспроизведение ребенком той или иной ситуации, сюжета путем мысленного их представления. К примеру, вы обсуждаете с ребенком сюжет. После чего задаете ему несколько вопросов: что будет нарисовано? как расположить объекты на картине? каким цветом будет рисовать? Такое словесное рисование, в процессе которого ребенок прорабатывает, обосновывает и мысленно предвосхищает все свои действия, позволяет овладеть логикой высказывания, что, несомненно, влияет на развитие монологической речи.
Развитие речи в процессе творческого пересказа
Творческий пересказ – это пересказ с изменениями. В этом случае ребенку предлагается заменить действующих персонажей, придумать новые имена персонажам, изменить их действия и поступки и т.д.