Вундеркинд – это ребенок, который в очень раннем возрасте развивает невероятные для его возраста навыки. Редакция ДЕТСКИЙ ВОПРОС.РФ всегда ищет ответы на следующий вопрос: выгодно ли детям опережать в развитии сверстников? Какую роль в этом играют родители амбициозных вундеркиндов?
Чудо нашего века
Программы об одарённых детях и образовательная литература о вундеркиндах сделали тему развития необычных способностей детей модной и исследуемой.
Одаренные дети с раннего возраста демонстрируют прекрасное владение речевыми навыками, быстрым счетом и другими мыслительными операциями, глубокие знания фактов в различных областях, удивительные способности в танце, языке, музыке и т д
Дети проявляют необычные для своего возраста способности, ранний энтузиазм к выбранной деятельности, невероятную любознательность и способность концентрироваться на исследовательских вопросах, стремление к творчеству и нестандартное мышление.
Способности могут быть интеллектуальными, физическими или эмоциональными. Главное, что они развиваются асинхронно по мере роста ребенка – он нормальный, но в некоторых аспектах очень сильно опережает своих сверстников, и в то же время может сильно отставать от других. В средние века это считалось психопатологией. Сегодня редкие истории о чудесах вдохновляют родителей видеть таланты в каждом ребенке и развивать их.
«Частота латентных гениев, развившихся достаточно, чтобы их можно было заметить как потенциальные таланты, составляет, вероятно, примерно один на сто тысяч. Даже в эпоху почти всеобщего среднего образования, а зачастую и высшего образования, степень самореализации гениев оценивается как 1:10 000 000 (Ифроимсон В.П., Genius Genetics. — М., 2004)
В каждой стране есть знаменитые вундеркинды этого века:
- В Нидерландах Лоран Симонс учился в Технологическом институте Амстердама в возрасте девяти лет. Лоран освоил школьную программу за 1,5 года.
- В Великобритании Кэмерон Томпсон в 11 лет окончил математическую школу, получив степень доктора математических наук Открытого университета.
- В США Джейкоб Барнетт в возрасте 10 лет поступил в Университет Индианы (IUPUI), чтобы изучать квантовую физику.
- В России Андрей Хлопин в 10-летнем возрасте был занесен в Книгу рекордов Гиннеса как автор трех научных астрономических гипотез. В 8 лет Алиса Теплякова поступила на психологический факультет МГУ.
Таких примеров достаточно.
История вундеркинда удивительна. В каждом случае есть очень заинтересованные родители, которые посвящают себя, свою жизнь и жизнь своих детей развитию даров, которыми природа так щедро одарила их сыновей или дочерей.
Пока читал о них, возникло много вопросов и хотелось бы получить на них ответы.
Действительно ли полезно детям развивать способности раньше своих сверстников?
«Учитывая, что вундеркинды известны своими невероятными способностями к обучению, природа и процесс обучения представляют собой потенциальные проблемы и опасности. Первое — это выбор лучшей учебной нагрузки, чтобы способности ребенка не были упущены из виду, а также не использовались. (Психология одаренности детей и подростков./Ред. Н.С. Лейтес. -М.: Издательский центр «Академия», 1996)
Одаренные дети испытывают трудности в общении с «нормальными» детьми, их «не понимают» и «не принимают». Такие дети легче учатся в компании сверстников или взрослых. Поэтому для одаренных детей создаются специальные школы, где создаются возможности для того, чтобы они не чувствовали себя особенными, у каждого были особые способности, и максимально развивали их.
Первое лонгитудинальное исследование развития одаренных детей было проведено в США и привело к интересным результатам.
В 1923 году Льюис Терман, психолог из Стэнфордского университета в США, на основе результатов теста IQ отобрал 1500 студентов с баллами от 140 до 170 (средний IQ от 90 до 110). Затем команда психологов отслеживала судьбу «термитов» (так называли участников исследования) на протяжении 30 лет. В 1955 году эксперимент был завершен. Отсюда можно сделать вывод, что результаты тестов IQ не являются показателем одарённости.
В 1972 году профессор Джулиан Стэнли из Университета Джонса Хопкинса отобрал первых 450 студентов с высшими оценками в возрасте от 12 до 14 лет на основе вступительных экзаменов в высшие учебные заведения США. Исследования продолжают расширяться; в 1992 году за судьбой 5000 одаренных детей следили в течение 10–20 лет.
Джулиан Стэнли основал Центр одаренной молодежи, через который прошло множество детей. В их число входят Марк Цукерберг (основатель Facebook), Сергей Брин (основатель Google), певица Стефани Джерманотта (псевдоним Леди Гага), а также выдающиеся математики Теренс Тао и Вонар. Все они являются живыми примерами того, как одаренные дети становятся успешными взрослыми.
Стэнли говорит, что вундеркинды имеют более успешный жизненный путь и более высокие доходы в дальнейшей жизни, чем их «средние» сверстники.
Почему не все истории ранних талантов заканчиваются успехом во взрослом возрасте?
Причина в том, что одаренные дети «обманывают» сверх ожиданий. В каждой судьбе такого ребенка есть свои триумфы, но ребенка, который с детства впечатлен своими достижениями, он всю жизнь ждет одних и тех же суперуспехов.
«Вундеркинд» — это преувеличение детского познания в его крайней «обучаемости» и последовательности. Все дети в совершенстве освоили принципы построения готовой системы: сначала родной язык или несколько языков, которые они слышали дома. (Э. Виннер, «Одаренные дети», 1996)
По мере взросления характер восприятия ребенка меняется. И эти возможности «стандартизированы». Таким образом, чрезвычайно одаренные дети, как правило, вырастают успешными взрослыми, но редко — сверхуспешными.
Еще один фактор лежит в области психологии. Если вы хотите чего-то добиться в карьере, вам нужно приложить усилия. Когда ребенок совсем маленький, требования к ребенку очень малы и вещи, которые можно получить без особых усилий, требуют труда, настойчивости и упорного труда по мере взросления. Ребенок с особыми способностями хочет, чтобы легкость обучения осталась с ним навсегда. Если он не получит ожидаемых оценок (возможно, немного выше, чем у его сверстников, но не таких блестящих, как раньше), он может потерять свой естественный драйв — желание учиться и совершенствоваться дальше.
«Среди музыкально одарённых детей и подростков часто встречаются классические (школьные термины) ленивцы, которые понятия не имеют, что такое настоящий труд, именно потому, что им даётся так много без труда для легкого освоения, а высокая обучаемость заменяет исполнительность умением ставить цели, видеть препятствия и испытывать трудности, иными словами, способность выходить за пределы своих возможностей». (Психология одаренности детей и подростков./Ред. Н. С. Лейтес. -М.: Издательский центр «Академия» , 1996)
Еще одним сдерживающим фактором, по словам учителей, является сужение направлений обучения. Обычно ребенка, обладающего выдающимися способностями в определенных областях, с раннего детства отдают в школу, где он может развивать и совершенствовать свои способности, но только в своей области. Со временем такого рода специализированные и интенсивные тренировки сильно ограничивают развитие способностей. Фактически обучение становится бесконечным упражнением, которое подавляет интерес, утомляет и снижает производительность. Поэтому психологи рекомендуют наблюдать за своим одаренным ребенком и создавать среду, способствующую всестороннему развитию и развитию особых способностей, но не перегружать ребенка и не сужать его общий потенциал.
Какую роль играют их родители в истории о чудо-детях?
Родителей одаренных детей часто обвиняют в том, что их дети не смогли продемонстрировать суперуспех во взрослом возрасте.
«Простейшую версию краха вундеркинда необходимо немедленно отбросить. Чрезмерно амбициозные родители не могут быть признаны виновными: отец Паганини и отец Моцарта побили все возможные рекорды тиранов и эксплуататоров, но их вундеркинды были славны. Репутация семьи не принесла успеха на ум, поскольку их талант был столь же велик, как и у их отца. Желания совпадают с их собственными, и никакая жестокость или стимулирование не могут заставить их отказаться от музыки. Равно как и отсутствие родительского давления не может быть причиной краха вундеркиндов: в активе Артура Шнабеля и Артура Рубинштейна они брезгуют музыкальной карьерой сына и не рассматривают ускорения развития. Вырос выдающийся пианист – Отсутствие концертного опыта в детстве не помешало им достичь творческих высот» (Э. Виннер, «Одаренные дети», 1996)
Родители в историях о вундеркиндах часто амбициозны, ставят перед своими детьми высокие цели и требуют от них высоких оценок. Эти истории часто осуждают родителей, но это аморально.
Здесь лучше поговорить о том, чего нужно избегать, чтобы у вашего ребенка было счастливое и детское детство.
- Познавательный интерес и готовность учиться на основе повторяющегося опыта присущи всем детям в возрасте 5-7 лет. Часто родители верят, что их дети обладают необычайными способностями, и начинают развивать эти способности. Возникают необоснованные ожидания, и дети стремятся угодить родителям, но когда ожидаемые результаты не достигаются, они чувствуют себя виноватыми.
- Родители часто беспокоятся о том, что они не дают своему ребенку достаточных возможностей для развития его талантов. В этом случае организуют посещение различных классов, кружков и отделений, чтобы раскрыть и не упустить ни одного зачатка способностей. Не существует вида деятельности, который сразу же увлек бы ребенка в течение двух-трех недель после начала занятий. Умение концентрироваться и заниматься одним делом, причем качественно, формируется постепенно в процессе длительного обучения. Поэтому существование нескольких кружков одновременно не способствует развитию «болельщиков» с множеством способностей. Пробуйте разные виды деятельности, чтобы найти тот, который вам больше всего нравится. Здесь работает спокойствие и уверенность в том, что все, что должно проявиться в ребенке, проявится в заботливом и любящем окружении. Родителям необходимо иметь чувство меры и наблюдательность.
- Родители когда-то были детьми. Они мечтают заняться любимым делом, но, возможно, не смогут этого достичь. Сознательно или неосознанно родители могут «назначить» своих детей «счастливыми исполнителями» своих нереализованных желаний. Мы не будем доказывать, что это трудный путь для детей без свободы выбора, несмотря на то, что это один из наиболее распространенных алгоритмов поведения родителей в плане развития способностей и выбора жизненного пути.
Комплексное развитие, свобода выбора деятельности – это лучший путь роста. Внимание и наблюдательность родителей позволяют вовремя корректировать интересы и увлечения, так что познавательные интересы могут стать двигателем развития способностей на более длительный период времени.
Из каждого ребенка можно воспитать гения с талантами, которые могут распознать только его родители. Наблюдательность и тщательное развитие способностей позволяют детям вырасти взрослыми людьми, верящими в собственный успех. Одаренные дети проявляют необычные способности в раннем возрасте и требуют большего внимания со стороны педагогов. Если дети вырастут, найдут свою позицию в жизни и смогут быть счастливы, усилия родителей всегда будут вознаграждены.