Как известно, игра является самым важным видом деятельности ребенка дошкольного возраста. С одной стороны, она выступает эффективным средством всестороннего развития малыша, а с другой – показателем этого развития.
Все дети с удовольствием играют. Каждый ребенок может найти для себя любимую игру или игрушку. Играя, ребенок развивается: он познает окружающих мир, учится использовать разные предметы, исходя из их функционального назначения, получает радость от действия с ними.
Одной из самых первых игрушек, с которыми начинает знакомиться ребенок, не считая погремушек, является мяч. Мяч может быть разного цвета или размера. Малыш учится его прокатывать, ловить, подбрасывать, бросать и т.д.
Вследствие выполнения этих действий у ребенка крепнут руки, развивается точность и скоординированность движений, совершенствуется зрительно-моторная координация, т.е. происходит физическое развитие. Однако использовать мяч можно и не только для этого. В этой статье рассмотрим варианты игры с мячом и развития речи малыша. Итак, с мячом играем – речь развиваем!
Игры с мячом, направленные на развитие речи
Игра «Бросай мяч высоко!» направлена на развитие восприятия звуков речи (фонематическое восприятие), быстроты реакции, вычленение заданного звука в потоке звуков. Может быть несколько вариантов этой игры с мячом. Рассмотрим два из них.
Первый вариант подойдет для ребенка, который знает о том, что все звуки речи делятся на две группы – согласные и гласные. В небыстром темпе произносите разные звуки, например А – М – У – И – Т и т.д. Малышу нужно подбрасывать мяч, когда он услышит, например, гласный звук.
Второй вариант. Вы отрабатываете правильное произнесение какого-то звука, например, Ж. Малышу следует быть внимательным. Когда вы произнесете в звуковом потоке этот звук, ему нужно будет подбросить мяч вверх.
Игра «Мяч бросай – слово быстрее называй!» способствует развитию умения подбирать слова на заданный взрослым звук. Для выполнения данного задания можно заготовить наглядную опору – карточки с написанными на них буквами. Ребенку по сигналу – предъявлению карточки – следует придумать слово, начинающееся на эту букву. После этого ребенок должен бросить мяч следующему участнику.
Игра «Кто громче? Кто тише?» направлена на развитие речевого дыхания и совершенствование умения изменять силу голоса. Ребенку предлагается прокатить мяч по горизонтальной или наклонной плоскости и на протяжении движения мяча длительно произносить заданный взрослым звук. При этом сначала голос должен быть повышенной громкости, после чего, по мере изменения скорости движения мяча, постепенно затихать.
Игра «Цепочка звуков» способствует развитию умения ребенка осуществлять звуко-буквенный анализ слов. Лучше всего проводить эту игру, когда несколько детей. Но можно только при участии двух человек: вас и ребенка. Вам предстоит назвать первое слово и бросить мяч малышу, которому следует вычленить последний звук и с него начать свое слово. Для повышения сложности задания, можно задавать конкретную тему, например «Овощи – фрукты», «Животные», «Посуда, «Игрушки» и отслеживать, чтобы придуманные слова ей соответствовали.
Все представленные примеры игр с мячом могут быть модифицированы вами. Придумать игру несложно, главное, чтобы было желание. Играйте с малышом и развивайте его речь.