В последнее время рождается все больше детей, имеющих те или иные отклонения в развитии. Несмотря на раннюю, еще внутриутробную диагностику, быть уверенным в том, что с ребенком все хорошо, невозможно. Поэтому с самого рождения младенца проводится медико-психолого-педагоческое изучение, которое нацелено на то, чтобы как можно раньше увидеть начальные отклонения в психофизическом развитии. При этом основная роль в наблюдении за тем, как проходит развитие малыша, отводится родителям.
Одной из причин нарушений в развитии грудничка может быть даже минимальное снижение слуха. Чтобы родители были вооружены необходимыми знаниями, рассмотрим варианты обследования слухового восприятия ребенка младенческого возраста.
Как обследовать слух ребенка младенческого возраста
Дети в возрасте до трех месяцев жизни при сохранном слухе способны реагировать на звук путем полного или частичного торможения общих или сосательных движений, расширения глазных щелей, поворота глаз в сторону мамы или других хорошо знакомых ему людей. Наиболее отчетливо реакция появляется при подаче длительного сигнала на небольшом от ребенка расстоянии (2 – 3 метра) во время крика. Адекватной реакцией малыша на звук будет постепенное замирание и приостановление всех движений (ребенок как будто замирает). Если малыш находится в спокойном состоянии, в ответ на резкий звук он может вздрогнуть всем телом или у него могут расшириться глазные щели. Такие реакции грудничка носят рефлекторный характер.
Безусловные реакции малыша могут быстро угасать. Что это значит? Если многократно повторять один и тот же сигнал, ребенок постепенно перестает на него реагировать. Для того чтобы получить достоверную информацию, сначала нужно подавать звуки тихо, после чего увеличивать их интенсивность. Максимальное расстояние подачи звука – 3 метра. Если реакция на звук отсутствует на этом расстоянии, ее нужно сокращать – начать приближаться к ребенку, а затем вернуться в исходное положение.
В качестве источников звука можно использовать детские музыкальные инструменты (дудочку, барабан, гармонь), а также звукосочетания типа «па-па-па», «пи-пи-пи», имя ребенка.
Обследование слуха ребенка от рождения до 3 месяцев жизни
В обследовании лучше всего, чтобы участвовало два взрослых. Расположите малыша на пеленальном столике. Один взрослый пусть наклонится над ребенком и привлечет его внимание к своему лицу или игрушке. Второй взрослый в это время должен начать подавать звуковые сигналы справа и слева. Звуки подаются в разной последовательности с интервалами не менее 30 секунд. В том случае, когда малыш реагирует на все звуки, в том числе и на голос (разговорный и шепотный) на одном и том же расстоянии (1, 5 – 3 метра), можно предположить, что у него слух соответствует норме. Если вы обнаружили, что ребенок не реагирует хоть на один звуковой стимул, а расстояние меньше 1,5 метров, следует обратиться в аудиологический центр.
Обследование слуха ребенка от 3 до 6 месяцев жизни
Обследование проводится аналогично тому, как с ребенком до трех месяцев жизни. Отличие состоит в реакции малыша и расстоянии, с которого начинают подавать звуки. В данном возрасте ребенок в состоянии поворачивать голову в ту сторону, где находится источник звука. Максимальное расстояние подачи звукового сигнала – 4 метра. Чем младше ребенок, тем меньше расстояние, на котором может появиться реакция на звуковые стимулы. Если малыш реагирует на все предъявленные звуки на расстоянии 3 – 4 метра, то можно предположить, что его слуховые возможности соответствуют норме. В том случае, когда ребенок не реагирует хотя бы на один звуковой стимул, а расстояние меньше 3 метров, следует обратиться к специалистам.
Обследование слуха ребенка от 6 до 12 месяцев жизни
Обследование слуха проводится в соответствии с методикой, описанной для ребенка до трех месяцев жизни. Вместе с этим увеличивается расстояние, с которого подаются звуки (составляет 6 метров), а также меняется место нахождения малыша (лежа на кровати, пеленальном столике, на руках у взрослого и т.д.). Адекватная реакция ребенка в данный возрастной период – поворот глаз или головы в ту сторону, откуда подается источник звука (сзади, справа, слева). Чем старше ребенок, тем расстояние больше. Если малыш реагирует на все предложенные звучания на расстоянии от 4 до 6 метров, можно сделать предположение, что его слух в соответствии с нормой. При отсутствии реакции на какие-либо звуковые сигналы, уменьшении расстояния, с которого они подаются, следует быть бдительными и своевременно обратиться к специалистам с целью проведения аудиологического обследования.