Когда ребенок неоднократно произносит одни и те же слова и/или фразы из мультфильмов, издает странные звуки, покачивается или совершает другие специфические движения, многие люди считают, что это типичное поведение при аутизме или расстройстве аутистического спектра.
но это не правда. Точнее, подобные проявления могут возникнуть и у нормальных детей. Даже взрослые склонны повторять определенные движения, когда они переутомлены или отдыхают.
Например, пожевать прядь волос или трясти ногой без видимой причины. Подобные действия и действия называются стимулами. Стоит ли мне беспокоиться по поводу этого нарушения?
Рассказывает эксперт: Анастасия Краминова, клинический психолог, основатель сети профессиональных логопедических центров РФ «Детская речевая академия.
Стимуляция — это повторяющиеся действия, необходимые ребенку, чтобы расслабиться и испытать положительные эмоции. Эта автоматическая стимуляция может принимать разные формы. Один ребенок будет «полетать» птицей, другой будет хлопать в ладоши, третий покачивать телом из стороны в сторону, а четвертый будет говорить какие-то фразы.
Как правило, раздражение не причиняет никакого вреда (если только оно не вызвано самим собой). Это просто способ успокоить и развлечь ребенка, когда ему некомфортно. Но если у ребенка диагностированы определенные нарушения развития, стимуляция может быть небезопасной, например, если ребенок ударит себя определенными предметами или ударится головой о стену. Лучший способ защитить детей и родителей от последствий — обратиться к специалисту исправительного учреждения, чтобы найти безопасную и спокойную замену.
Для детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра стимуляция обязательна. Таким образом, ребенок может расслабиться и легче реагировать на внешнюю стимуляцию. Он получает гораздо больше внешней стимуляции, чем средний ребенок. Это также способ выражения эмоций. Другими словами, это естественный процесс, такой же, как обед или чистка зубов, и стимуляция может быть весьма интенсивной для детей с различными заболеваниями.
Когда они появятся?
Первая стимуляция начинает происходить, когда детям исполняется около 1,5 лет. Если других симптомов нет, волноваться не стоит. В этом возрасте дети активно познают мир и совершают определенные повторяющиеся движения, необходимые для тренировки равновесия, получения удовольствия от ходьбы с поднятыми ногами или руками во время езды в коляске. По мере взросления ребенка стимуляция исчезнет.
Позже, когда обстоятельства и образ жизни меняются, происходят яркие проявления. Чаще всего это происходит при поступлении в детский сад и школу. Почему ребенок начинает успокаиваться? Это реакция на стресс, перемены и компенсация психологического дискомфорта и тревоги. В короткий период времени это вариант нормальных явлений, но если помимо раздражения родители наблюдают резкие изменения в поведении и настроении, то игнорировать эту ситуацию нельзя – все может перерасти в серьезные неврологические расстройства, системные заболевания. Лучший способ узнать о состоянии вашего ребенка – поговорить с врачом.
Должны ли мы это лечить? Конечно, нельзя считать раздражение единственным заболеванием родители
Следует учитывать сложность симптомов и при наличии повода для беспокойства обратиться к специалисту. Чего следует опасаться?
1. Дефекты общения, игры, внимания и интеллектуального развития;
2. Когда раздражение возникает часто и имеется небольшое раздражение;
3. Если стимуляция очень вредна и мешает нормальной жизни, а также при попытках отвлечь ребенка, возникнет агрессивное поведение.
Родители не имеют возможности лично узнать, имеет ли место нарушение или это всего лишь возрастной сбой. При малейшем беспокойстве вам следует сначала обратиться к детскому неврологу, который при необходимости направит вас на дополнительное обследование. Если раздражение является частью симптомов предполагаемого расстройства аутистического спектра (РАС) или СДВГ (СДВГ), необходима помощь детского психиатра.
Иногда родители путают раздражение с двигательными тиками, которые действительно являются схожими явлениями. Разница в том, что в большинстве случаев тики у дошкольников возникают непроизвольно, и вместо стимуляции ребенок пытается их контролировать.
Как помочь детям?
— В возрасте 1,5-2 лет очень важно, чтобы ребенок большую часть времени проводил с родственниками (мама, бабушка, няня). Он должен быть у вас на руках, полностью и полностью отдохнувший, когда вы этого хотите;
— В возрасте от 4 до 6 лет вам нужно попытаться научить ребенка некоторым приемам самоуспокоения. Детям нравится засыпать с определенной игрушкой, принимать перед сном горячую ванну, слушать на ночь колыбельные и т д;
— При нарастании психологического напряжения (смена места жительства, новая группа или класс в детском саду) важно активизировать общение. Дети должны иметь возможность делиться эмоциями и рассказывать обо всех событиях и переживаниях;
— В старшем возрасте, когда родители волнуются, необходимо корректировать поведение с помощью определенных специалистов. Но если раздражение носит периодический характер и не мешает повседневной жизни, то ничего делать не нужно.