Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего развития ребенка. Чем богаче и точнее речь ребенка, тем легче ему будет выражать свои мысли, тем больше у него будет возможностей для понимания окружающей действительности, тем осмысленнее и полноценнее будут его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, психика ребенка развитие будет более активным. Однако в последнее время увеличилось количество детей с нарушениями в крупной моторике, мелкой моторике и речевом развитии. Поэтому очень важно заботиться о формировании речи ребенка, ее чистоте и точности, предупреждать и исправлять различные нарушения, которые считаются отклонениями от общепринятых языковых норм. В своей работе педагоги взаимодействуют с детьми по-современному. Одной из нетрадиционных логопедических методик является Су-Джок терапия («Су» для рук, «Джок» для ног). Это воздействие шариков с иголками на биологически активные точки стоп и рук, с помощью которых можно регулировать функции внутренних органов. Большой палец — это голова, указательный — желудок, средний — кишечник, безымянный — печень, мизинец — сердце. Это означает, что, воздействуя на конкретную точку, можно воздействовать на соответствующий этой точке орган человека.
Техники Су-Джока, работающие в компенсаторных группах детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП, необходимы в качестве игровой терапии, в качестве стимуляции активной речевой зоны, в качестве пальчиковой гимнастики и развития мелкой моторики рук. В своей работе в ортодонтии и логопеде я активно использую технику Су-Джок не только для укрепления организма в целом, но и для массажа дизартрии и развития мелкой моторики рук и пальцев. Су-Джок-терапия – одна из эффективных методик, обеспечивающая развитие когнитивной, эмоциональной и волевой сфер у детей. Предлагаем посетить интернет-магазин для детей с инвалидностью https://mdcplanet.com/.
В работе с родителями мы используем современные формы диалога. Помимо использования интерактивных форм, нельзя забывать и о традиционных встречах с родителями, на которых педагог учит и показывает игры и терапевтические приемы воздействия на ребенка. Особенно это важно для детей с ограниченными возможностями, а мамы и папы могут даже не знать, как помочь или развлечь малыша в воспитательных целях. Одной из таких форм взаимодействия является обучение. Активные методы обучения, направленные на развитие знаний, навыков и социальных установок. Цель данного тренинга – познакомить родителей с Су-Джок-терапией и ее использованием в коррекционной деятельности для детей. Цель – воздействие на биологически активные точки по системе Су-Джок, стимуляция речевой зоны коры головного мозга, повышение уровня возможностей родителей по коррекции речевых нарушений у своих детей. Иногда дети тоже приходят на тренировку, и мы все делаем массаж и делаем гимнастику ради удовольствия. Это тоже удобно. На ладони много биологически активных точек, поэтому эффективным способом их стимуляции является массаж специальными шариками. Дети и взрослые могут массировать мышцы рук, катая мяч между ладонями. Каждый шарик имеет «волшебное» кольцо, которое массирует эластичное кольцо, стимулируя работу внутренних органов. В руках, ногах, пальцах рук и ног отражается все тело человека, поэтому массаж пальцев рук, кистей и ног эластичными кольцами эффективен для профилактики и лечения заболеваний. Нужно надеть кольцо на палец и массировать соответствующий пораженный участок тела до появления покраснения и ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день. С помощью шариков-ёжиков с кольцами дети любят массировать пальчики и ладошки, это благотворно влияет на весь организм, а также полезно для развития мелкой моторики пальцев рук, тем самым способствуя развитию речи. Массаж пальцев и ногтевых пластин рук очень полезен и эффективен. Эти области соответствуют мозгу. Кроме того, все человеческое тело спроектировано в виде мини-системы. Поэтому массировать кончики пальцев нужно до тех пор, пока не продержится тепло. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Во время коррекционных мероприятий активные точки, расположенные на пальцах, стимулируются с помощью различных приспособлений (мячиков, массажных шариков, грецких орехов, шипованных валиков).
В логопедических целях Су-Джок-терапия сочетается с пальчиковой игрой, мозаикой, кружевом, штриховкой, лепкой и рисованием для активизации речевого развития ребенка. Это лишь несколько примеров того, как Су-Джок-терапия используется в нашей работе. Креативные подходы, использование альтернативных методов и технологий способствуют более интересной, разнообразной и эффективной реализации коррекционно-воспитательной и совместной деятельности педагогов и детей в детских садах.
Су-Джок терапия имеет свои преимущества. При правильном использовании он оказывает значительный терапевтический эффект, однако неправильное применение не причиняет никакого вреда и просто неэффективно. Универсальность Су-Джок-терапии заключается в том, что ее используют в своей работе дома как педагоги, так и родители. Мячи для Су-Джока продаются в аптеках и стоят недорого. В ходе обучения педагоги практикуются с детьми и родителями, катая мяч в разные стороны на ладонях, декламируя стихотворные строки или отрабатывая речи. Эта логоритмика в сочетании с су-джоком помогает детям группы компенсации формировать речевую деятельность, расслаблять мышцы, стимулировать активные точки на кончиках пальцев. Далее воспитатель играет с родителями в игры «Перемены» и «Скажи слово». Педагоги создали буклет для родителей с рекомендациями по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста, включая игры и упражнения с использованием Су-Джок.
Поэтому су-джок-терапия является эффективным, универсальным, доступным и безопасным методом оздоровления за счет использования специальных массажных шариков для воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, а в сочетании с упражнениями способствует улучшению физической и умственной работоспособности. Оказывает стимулирующее воздействие на развитие речи детей. Дети развивают мелкую моторику, снимают мышечное напряжение, повышают эмоциональную реактивность, активизируют речь.
Современные формы работы с родителями значительно повышают интерес к взаимодействию и способствуют эффективной поддержке в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. Повышается уровень компетентности в коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями.