Молтына Светлана Анатольевна
Кривошева Татьяна Александровна
педагог
МБДОУ ДС №64 «Искра»
Старый Оскол городской округ
Данный материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Построение партнерства семьи и дошкольных учреждений: методы, приемы и приемы эффективного взаимодействия»
Название – Взаимодействие с родителями в процессе развития речи ребенка
Секция – 5. «Нарушения общения – проблемы развития речи»
Развитие речи и обучение родному языку детей дошкольного возраста является особенно актуальной проблемой в плане интенсивной и целенаправленной подготовки к дошкольному периоду. Умение выражать в речи свои мысли, переживания, эмоции, фантазии, впечатления, желания и потребности является необходимой предпосылкой не только взаимопонимания ребенка с окружающими, но и успеха его будущего школьного обучения. 114).
К сожалению, не все родители осознают, что неразвитая речь их ребенка является причиной многих трудностей в обучении чтению и письму в школе. Кроме того, дети в школе из-за неправильного произношения становятся очень смущенными, робкими и тревожными. Не умея четко выражать свои мысли, дети испытывают трудности в общении со сверстниками. Все это еще больше замедляет процесс обучения. Возможности для развития речи, утраченные в дошкольном возрасте, редко восстанавливаются в школьном возрасте.
Участие семьи в развитии речи должно начинаться с момента поступления ребенка в детский сад. Уже на этом этапе родители должны понять, что важную роль в речевом развитии ребенка играет родитель. Без помощи учителя все усилия учителя могут оказаться недостаточными, а в ряде случаев совершенно неэффективными [2, с.11]. 9[7]).
Чтобы родители начали проявлять большой интерес к воспитанию и развитию своего ребенка в детском саду, им необходимо иметь возможность видеть достижения детского творчества, слышать положительные истории о своем ребенке и участвовать в мероприятиях детского сада. В детском саду детей встречают добрые воспитатели. Атмосфера творчества, добра и сплоченности в детском саду очень положительно влияет на родителей.
В нашем дошкольном учреждении наиболее эффективными формами взаимодействия с родителями являются:
- Категория «Рекомендуемые книги». В раздевалке выставлены книги, журналы и брошюры, содержащие информацию о новых методах обучения, позволяющих эффективно развивать речь детей и предотвращать языковые отклонения. Например, методическое пособие на базе искусственного интеллекта «Правильно ли говорит ваш ребенок?» Максакова позволяет родителям подобрать подходящие упражнения и обучающие материалы для закрепления правильного произношения ребенка. Книга Т. И. Бабаевой «У школьного порога» дает семьям дошкольников знания и практические советы по подготовке детей к школе и т д
- «Домашняя игровая библиотека» Родители познакомятся с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. При подборе и разработке материалов данного раздела необходимо учитывать как тяжелый труд родителей, связанный с повседневными домашними делами, так и усталость, накапливающуюся к концу дня. «Кухонные игры» эффективны, потому что мамы большую часть времени проводят за приготовлением пищи. Игровые упражнения для развития мелкой моторики «Помоги маме» (перебираем горох, гречку, рис), «Волшебная пробка» (раскладывание шаблонов из пробок и крышек), «Завязываем мешок с крупой», «Насыпаем сахар». », «Сахарница», «Накрытие стола к обеду» и т д. Такие игровые упражнения дают ребенку возможность помочь маме и потренировать пальчики. Чтобы обогатить словарный запас ребенка, используйте следующие вопросы: «Какие слова можно достать из шкафа?», «Кто скажет самое вкусное слово?», «Кислое, сладкое, соленое», «Кислое, сладкое, соленое», «Кто скажет самое вкусное слово?» Что можно сделать из овощей?» Рекомендуем использовать такие игры, как «?». Формированию грамматического строя речи способствуют следующие игры: «Приготовим сок» (яблоки к яблокам, виноград к винограду и т д.), «В саду или огороде», «Выбери знак», «Выбери действие», «Назови его с любовью», «Выбери подходящее слово». Игры развивают связную речь, такие как «Опиши фрукты и овощи», «Расскажи отцу, как приготовить суп», «Загадай загадку» (о посуде, кухонной мебели, продуктах) и т д. Полезно. Во время прогулки по саду с ребенком можно играть в активные словесные игры. «Игра с мячом» (ребенок ловит мяч только тогда, когда слышит в слове определенный звук), «Лягушка» (называет каждое скачкообразное односложное, двухсложное слово), «Объяснение, как пройти в аптеку, чтобы прохожие и т д
- «Традиционная игра». Мы предложили родителям ввести в семейную жизнь традиционную игру «Я тебе слово». Цель игры: Увеличить словарный запас ребенка и объяснить лексическое значение слов. Раз в неделю родитель «дарит» ребенку новое слово (например, капля, лед, щербет, снежинка и т д.). Ребенок «приносит» новое слово, данное группе, а педагог записывает его на небольшом листочке бумаги. Упакуйте все листья в течение недели. В пятницу копилку открывают и ребенок «делится» со всеми своими словами.
- «выставка». Для развития мелкой моторики рук детей рекомендуется систематически организовывать выставку «Как умелая рука помогает языку». На выставке представлены поделки детей и родителей (природные и бросовые материалы, бумага, нитки, бисер, пуговицы и т.д.…).
- «Речевые каникулы». На такой праздник приглашаются все желающие родители. Тематика праздника охватывает различные аспекты развития речи детей. Ребенок продемонстрирует семье полученные в детском саду знания и продемонстрирует свои способности в театральной деятельности. Детям интересно участвовать в заданиях, в которых они соревнуются с мамой и папой (например, кто в семье сможет правильно повторить скороговорку или кто сможет подобрать к слову больше символов). В веселой и живой форме разыгрываются семейные конкурсы по придумыванию творческих историй, отгадыванию загадок и описанию портретов противников. В такие праздники родители меняются – лед тает, глаза блестят. Они рады видеть, как их ребенок танцует, читает стихи или играет какую-то роль. Это порадует и впечатлит малыша, вызвав у него новое видение и теплое отношение к нему. Также есть чувство благодарности к людям, которые работают с детьми и что-то вкладывают в них.
- Используйте свой опыт домашнего обучения. Положительный опыт семей в развитии речи детей не остается незамеченным. Некоторые родители рассказывают об этом на встречах и консультациях, дополняя свои сообщения фотографиями и практическими материалами.
Мама мальчика поделилась своим опытом развития разъяснительной речи своего ребенка. Здесь используется игра под названием «Выставка», а в роли гида выступает мальчик. Слова и действия ребенка воссоздаются максимально близко к тем, которые существуют в действительности. Эта игра тренирует и учит культуре общения.
Мама девочки поделилась своим опытом развития мелкой моторики ребенка. В квартире «работает» мастерская Золушки. Пока мама занята надеванием пуговиц и починкой одежды, девочки выкладывают красивые выкройки с помощью ярких ниток, кнопок и пуговиц. Очень необычное и интересное панно из шерсти и поролона подарили детскому саду Оля и ее мама. Вся семья детей участвовала в создании дидактических игр, направленных на развитие мелкой моторики и речевого дыхания в коррекционном уголке группы. Папа сделал замечательные игры «Трансформеры», «Геометрические панно» и «Раскладка узоров» из разноцветных пластиковых крышек разного размера. Из обычных пластиковых баночек и разноцветных лент мама и дочка придумали отличные пособия для развития голосового дыхания: «Открой окошко», «Карусель», «Морские волны».
Работая со своими детьми, родители могут больше узнать о своих детях, их способностях и интересах. Само производство и подготовка игр очень важны для развития у детей наблюдательности, концентрации и творческих способностей.
Совместная деятельность педагогов и родителей способствует общению. Если родители сделают что-то своими руками, им уже не будет безразлично, как складывается жизнь их малыша, и их связь с детским садом будет проявляться активнее, чем раньше.
Рекомендации
- Бондаренко А.А., Глюкова И.В. Говорите корректно. – Москва, «Просвещение», 1995.
- Волошкина М.И. Дидактическая игра для подготовки детей к школе. — Руководство. Москва – Белгород, 1995 г.
- Вице-президент Смэш Моя профессия – воспитатель детского сада. – Москва, «Просвещение», 1989.
- Ткаченко Т.А. Если ваш дошкольник плохо говорит. – Чайлд Пресс, 2000.