Это основные, и, пожалуй, важные рекомендации для родителей по подготовке и проведению занятий с ребенком.
Основная деятельность детей – игровая, поэтому любое занятие, которое будет проводиться с ребенком, важно проводить в форме игры. Это нужно для того, чтобы ребенок не чувствовал «обязаловку» (а иногда это и нудность процесса повторения слогов, чтение слов по слогам). Кроме всего этого, ребенок не умеет быть терпеливым и усидчивым как взрослый, и приходится опираться лишь на интерес и любознательность ребенка.
Гармонично вводите малыша в ту деятельность, которая привлекает его (рисование, игры по дороге в д/с, на кухне), не принуждайте, а создавайте игровые ситуации. Упражнения по развитию речи станут для него игрой.
Занятие лучше всего проводить в утреннее время с 9 до 11 часов, когда ребенок готов к познанию и еще не устал, либо с 16 до 18 часов, в спокойной обстановке, в доброжелательном тоне.
В любом занятии важен ваш тон и поощрение. Если вы устали, торопитесь и лишь бы провести, то лучше вообще не проводить такое занятие.
Поощрение – очень важно для малыша, найдите повод похвалить его, но не просто так, а за действительно пусть маленькое, но достижение.
Например, похвалить за то, что ребенок запомнил название той буквы, которую с ним изучали, затем похвалить за правильное произношение этой буквы. А когда вы начнете складывать буквы в слоги, уже не хвалите его за каждую букву, а поощряйте за правильно произнесенный самостоятельно слог.
Не употребляйте слово «неправильно» – поддерживайте все его начинания. Радуйтесь даже незначительным успехам, не фиксируйте внимание на том, что не получается, а подбадривайте, поддерживайте веру в силы своего ребенка.
Обстановка должна быть знакомая ребенку, спокойная, желательно, чтобы никто не отвлекал и не мешал. До занятия необходимо приготовить то, с чем вы будете заниматься (пособия, учебник, книга, картинки, игрушки и т.д.), положить рядом с собой, но так, чтобы ребенок не отвлекался на приготовленное вами, вы ведь будете заниматься с ним не всем сразу, а по частям.
Пользуйтесь наглядным материалом. Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.
Если вы занимаетесь с ребенком по картинкам, помните: их не должно быть больше 5-7 штук. Если это книги — не больше 1-2. Если вы решили провести с ребенком логические игры, их вполне достаточно трех. Загадок не более пяти, сказка для пересказа — одна, если она большая — разделите на несколько занятий.
Затем спокойно предложите ребенку поиграть с вами, например, в школу или в магазин, отправиться в гости или путешествие. Предложите ребенку взять в игру несколько игрушек для разнообразия и большего интереса.
Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Пусть он видит движения ваших губ, артикуляцию каждого слова старайтесь произносить как можно более выразительно.
Занятие не должно утомлять ребенка. При первых признаках утомления, бросайте все, даже если вы не прошли намеченное, не убивайте в ребенке интерес. Пусть у вашего малыша занятия будут короче, но чаще.
В среднем занятие идет от 15 до 30 минут. В конце всегда напоминайте малышу, чем вы сегодня занимались, похвалите его работу, оцените.