Без сомнения, всем хорошо известно, что речь является средством общения. От того, насколько качественно овладеет ребенок дошкольного возраста речью, будет зависеть его адаптация к школе и социальное взаимодействие со взрослыми и другими детьми.
Становление речевого развития происходит через три основных этапа.
- Первый этап носит название «довербальный». Он длится примерно от рождения до года и характеризуется такими периодами как гуление и лепет.
- Второй этап – это переход к активной речи, который, как правило, начинается на втором году жизни ребенка и знаменуется появлением первых самостоятельных слов и фраз.
- И только на третьем этапе, начинающегося с третьего года жизни, происходит овладение малышом речью как средством общения. С этого периода активно обогащается и расширяется пассивный и активный словарь, усложняются грамматические конструкции, осуществляется становление правильного звукопроизношения.
Что же такое правильное звукопроизношение
Правильное звукопроизношение – это не только чистое выговаривание ребенком каждого звука речи, но и овладение им закономерностями сочетания этих звуков в слогах и словах.
Овладение этим сложным процессом происходит двумя путями: информальным – на основе подражания речи окружающих людей, и формальным – в результате специальных тренировок.
Одним из видов работы по закреплению правильного произнесения каждого звука речи, овладения ребенком звуко-буквенным составом слов и подготовкой к обучению грамоте являются фонетические игры, задания и упражнения. Приведем несколько вариантов таких игр.
Примеры фонетических игр для детей старшего дошкольного возраста
Игра «Найди картинку» направлена на нахождение графических изображений, в названии которых присутствует изучаемый звук. Наглядным материалом могут быть любые предметные картинки: изображения предметов мебели, игрушек, овощей, фруктов и т.д. Ребенку предлагается найти картинку, в названии которой есть отрабатываемый звук. Например, вы выложили перед ребенком изображения стола, стула, кровати, шкафа. После чего предлагаете ему найти звук С в названии предметов мебели.
Игра «Будь внимателен!» направлена на вычленение слов, в которых есть звук, требуемый отработки. Ребенку предлагается подавать сигнальный знак, например, хлопать в ладоши, нанизывать кольца пирамидки или бусинки, когда он услышит в слове звук, над которым ведется логопедическая работа.
Игра «Какого слога не хватает?» способствует формированию у ребенка умения образовывать новые слова. Ребенку дается задание добавить слог, чтобы получилось слово. Например, на карточке записываются начальные слоги слов – «ли», «ко», «ро». Ребенку предлагается их дополнить. Новыми словами могут быть «лиса», «коса» и «роса».
Игра «Где спрятался звук?» создает условия для определения локализации звука в слове (в начале, середине и в конце). Ребенку предлагается послушать слова и определить, где находится изучаемый звук. На первоначальных этапах обучения можно давать слова, в которых искомый звук расположен только в начале. Затем добавить слова с данным звуком в конце и, наконец, в середине. Примерные слова со звуком С: сок, сук, сушка, сахар, маска, каска, коса, роса, рисунок, колос, голос. Если малыш без ошибок определяет три основные позиции, можно предложить слова, в которых есть изучаемый звук в разных положениях, например, пылесос.
Игра «Подбери пару» направлена на определение слов, отличающихся друг от друга только одним звуком. Ребенку предлагается основное слово, например, «сук» и два слова для сравнения – «сок» и «бусы». Нужно определить, какое слово подходит, а какое – лишнее.
Все перечисленные варианты игр, конечно же, не исчерпывают всего многообразия фонетических упражнений и заданий. Немного фантазии, и ваш ребенок будет развиваться играя.
Спасибо за интересные идеи игр, думаю детям понравится!