Играем – новые слова получаем

Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для развития речи малыша как основного средства общения. Именно на данном этапе развития ребенка происходит наиболее интенсивное овладение им фонетической, лексической и грамматической сторонами устной речи. Однако как показывает опыт, значительная часть детей без специальной помощи со стороны взрослых (педагогов и родителей) не в состоянии качественно овладеть всеми нормами языка.

Наибольшую трудность вызывает накопление словаря, которое может осуществляться как на основе подражания окружающим людям, так и в процессе специально организованной логопедической работы. Словообразование выступает одним из важнейших источников пополнения словарного запаса: сначала пассивного, затем активного.

В силу того, что в период дошкольного детства игра выступает ведущим видом деятельности, она становится самым эффективным средством развития у ребенка умения образовывать новые слова. Именно в игре ребенок может поэкспериментировать со словом, поиграть с ним, т.е. заняться словотворчеством. В дальнейшем игра у ребенка уходит на второй план, а остается контроль над собственным произношением, критическое отношение к своей речи, неописуемое желание говорить грамматически верно и точно.

Так как же помочь ребенку в овладении этим сложным процессом? Об этом я расскажу в этой статье и познакомлю с примерами игр, направленными на формирование словообразования.

Игры, направленные на формирование словообразования

Игра «Кто по профессии?» направлена на формирование умения в образовании существительных при помощи суффикса -щик. Для проведения игры вам понадобятся картинки, с изображенными на них людьми различных профессий. Главное, чтобы названия профессий заканчивались на данный суффикс. Например, сварщик, часовщик, закройщик, каменщик, стекольщик и т.д.

Игра «Как появилось слово?» способствует формированию умения образовывать сложные слова, которые состоят из двух основ. Например, рыболов – ловит рыбу, лесоруб – рубит лес, пчеловод – разводит пчел и т.д.

Игра «Ласковое словечко» направлена на образование слов с уменьшительно-ласкательным значением. К примеру, ветка – веточка, белка – белочка, иголка – иголочка и др.

Игра «Найди похожие слова» благоприятно влияет на формирование умения подбирать родственные слова. Например, цветок, цветник, цветочек, разноцветный, цветение, цвет, цветочный (магазин). В данному случае можно выделить две группы слов: основанием для одной группы будет слова «цвет», а второй – «цветок».

Игра «Кто больше знает….?» способствует закреплению слов, относящихся к разным лексическим темам в активном словаре. Следует выбрать какую-то одну лексическую тему, например, «посуда», и предложить ребенку назвать как можно больше предметов, входящих в эту группу.

Игра «Путаница» способствует формированию умения использовать слова в предложении в соответствии с грамматическими нормами. Например, из набора слов – луна, небо, в, светит, предложите ребенку составить грамматически верное предложение.

Игра «Что из чего сделано?» предполагает формирование умения образовывать качественные прилагательные. Например, из чего сделан стол? Стол сделан из дерева. Значит, какой стол? Стол деревянный.

Игра «Сравни» направлена на формирование умения сравнивать предметы по их качественным характеристикам. Например, сравни по вкусу лимон и яблоко. Лимон кислый, а яблоко сладкое.

Представленные игры являются только примерами. Разговаривайте с ребенком, играйте с ним, и успех в его речевом развитии, в частности, в пополнении словаря новыми словами, будет обеспечен.

Комментарии 2

  • Моему сыну уже 2, 5 года и он не говорит. И вроде разговариваем постоянно с ним, и книжки читаем, а он не говорит. Что делать, не знаю. Уже пора волноваться?

    • Ув. Ирина, если вы имеете относительно своего ребенка какие-то тревоги и у вас возникают вопросы, не полагайтесь на время. Спокойно и рассудительно сравните развитие вашего ребенка с развитием его сверстников.
      Если у вас возникают вопросы в оценке вашего ребенка, тогда обратитесь за помощью к логопеду. А потом ещё раз проконсультируйтесь с логопедом через год.
      Выполняйте все рекомендации логопеда, а в случае необходимости отдайте ребенка в специализированый дет.сад или группу.
      Чтобы вызвать вашего ребенка на разговор, вы должны найти интересную для него тему; показать интересную игрушку, картинку; использовать материалы журналов и книг, собственные впечатления, чтобы вызвать у ребенка определенные эмоции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.