Речевые задания ориентированы на детей старшего дошкольного возраста и способствуют обогащению и активизации словаря, формированию грамматического строя речи ребёнка. Для детей младшего дошкольного возраста картинки можно просто демонстрировать. Эти задания можно использовать в рамках работы по развитию речи детей и ознакомлению их с окружающим миром. Дети знакомятся с внешним видом, местом обитания и образом жизни насекомых, пресмыкающихся, земноводных и рыб. У детей воспитывается бережное отношение к животным.
Расширяется словарь глаголов и прилагательных по теме, формируются навыки согласования в роде существительных и прилагательных (щука хищная, крокодил хищный), образования винительного падежа существительных (гусеница поедает плоды, паук плетет путину), образования предложного падежа существительных (муравьи живут в муравейнике), построение простых распространенных и сложноподчиненных предложений, предложений с однородными членами (определениями, дополнениями).
Насекомые луга
Погляди на летний луг,
Посмотри внимательно,
Ты поймешь, что жизнь вокруг
Очень замечательна.
И зеленая картинка
Сразу оживает:
Сел кузнечик на травинку,
Бабочка порхает,
Полосатый шмель гудит,
Пчелка весело жужжит…
Целый день здесь жизнь кипит,
Тут совсем не скучно.
Задание
Назови одним словом тех, кто изображен на этой картинке (это насекомые). Перечисли, какие еще есть насекомые. Расскажи, где они живут? (стрекоза живет рядом с водоемом. Таракан живет в доме рядом с человеком. Бабочка живет на лугах и т.д.)
Загадка про бабочку
Чуть выбравшись из кокона,
Она вдруг превращается
Из гусеницы в куколку,
А куколка – в красавицу.
Тонкие нежные крылья,
Словно цветов лепестки,
Покрыты нектаром, как пылью.
На тельце её волоски.
Она, как нарядный цветочек,
Всегда наш порадует глаз.
И ты назовёшь, несомненно,
Кому посвящён мой рассказ.
Задание
В природе развитие насекомых происходит с превращениями. Расскажи, как развивается бабочка (сначала из яичка появляется гусеница, затем она питается, растет и превращается в куколку, а через некоторое время куколка превращается в бабочку.)
А теперь расскажи о развитии какого-либо другого насекомого на свой выбор. Учти, что его развитие может отличаться от развития бабочки (стрекоза откладывает яйца в воду, из яиц выводится личинка, которая превращается в стрекозу.)
Загадка про муравья
Что за домик на поляне
Из иголок и листвы?
Подойдем поближе, взглянем,
Чья постройка у сосны?
В этом доме оживлено,
День за днем и напролёт
Трудится все население:
Кто-то веточку несёт,
Кто-то муху еле тянет,
Кто-то крошечку гриба,
Кто-то домик охраняет
От возможного врага.
В дом ведёт дорожек много,
В нем не место для лентяев.
И скажу тебе я строго:
«ты не обижай хозяев!»
Задание
Как ты думаешь, почему нельзя разорять муравейник? (человек должен охранять муравьев и не разорять муравейники, потому что они уничтожают других насекомых, повреждающих кору и листья деревьев – гусениц, слизней). Муравьи, к тому же, рыхлят почву и разносят семена растений. А сами они служат пищей для птиц.
Каких еще ты знаешь насекомых? Какую функцию они выполняют в природе? (например, бабочки, пчёлы, шмели, питаясь нектаром цветов, способствуют опылению растений).
Загадка про пчелу
Труженица эта вьется над цветком,
Нектар в нём собирает тонким хоботком
Свою добычу в улей работница-краса,
Пока не село солнце, скорее понесла
Полосочки на тельце, прозрачных два крыла.
Попьем мы чаю с мёдом, раз трудится…
Задание
Пчела – это «общественное» насекомое. Живут пчелы большой семьей, в которой каждый её член выполняет свои обязанности. Так же в семье пчел есть матка – «царица», трутни (они вместе с маткой производят потомство) и рабочие пчелы, которые делают из воска соты, добывают пыльцу и нектар, перерабатывают нектар в мёд, убирают, чистят и проветривают восковые ячейки, охраняют улей, выкармливают потомство.
Каких еще «общественных» насекомых ты знаешь? (например, муравьи. Их семья похожа на пчелиную. В ней есть матка, откладывающая яйца, самцы, рабочие муравьи, которые строят муравейник, добывают пищу, ухаживают за личинками и куколками, охраняют муравейник от врагов).
Загадка про комара
Кружится рядом, над ухом звенит,
Укусит – потом это место зудит.
Питается кровью людей и зверей
Кто это дети? Скажите скорей.
Задание
Каждое насекомое выполняет определенную роль в окружающем мире. Вот, например, комар доставляет неудобства человеку, кусая его, но с другой стороны, комары и их личинки является пищей для других живых существ (рыб, птиц, пресмыкающихся, земноводных). Расскажи о значении в природе какого-либо другого насекомого – на свой выбор (гусеница некоторых бабочек ест плоды различных культурных растений. Зато бабочки, которые выводятся из этих гусениц, питаясь некоторыми цветами, способствуют опылению растений).
Загадка про майского жука
Всем детишкам
Этот жук давно знаком
В мае нравится мальчишкам
Догонять его сачком.
Очень любит жук кормится
Первой майскою листвой,
Он откладывает яйца
В теплой норке под землёй.
Он коричневого цвета,
И крупней других жуков.
Так о ком загадка эта,
Ты подумай, кто таков?
Задание
Где живет майский жук? (он живет на деревьях). А где жук откладывает яйца? (он откладывает яйца в норке под землей). А теперь расскажи, как называются дома других насекомых? (у муравья – муравейник, у домашней пчелы – улей, у дикой пчелы – дупло, осы живут в гнезде.
Загадка про муху
Прозрачные крылья, черное тельце,
Найдется всегда на помойке ей дельце.
Когда на столе лежат крошки рядком,
Пройдется проворным она хоботком.
Опять прожужжала где-то над ухом
В поисках пищи шустрая…
Муху мы можем увидеть достаточно часто не только на улице, но и дома. Внимательно рассмотрим строение тела мухи. Назови ее части тела? (у мухи есть голова, на голове хоботок и глаза; туловище – грудь и брюшко, покрытые тонкими ворсинками, шесть ножек т.е. три пары, два крыла). Опиши строение других насекомых на свой выбор.
Загадка про кузнечика
В луговой траве стрекочет
В руки к нам идти не хочет
Скачет он на длинных ножках
Через луг, через дорожки
Весь зеленый, и с травинкой
Можно спутать его спинку.
Задание
Как ты думаешь, почему кузнечик зеленого цвета? (зеленый окрас кузнечика помогает спрятаться от врагов в траве). Защитный окрас бывает так же у муравьев, жуков и многих бабочек. Какие еще ты знаешь способы защиты у других насекомых? (у шмелей и пчел есть жало, которым они могут больно укусить врага). Необходимо помнить, что большинство насекомых миролюбивы и не нападают на людей первыми, поэтому их нельзя убивать, а нужно беречь, несмотря на то, что они могут ужалить.
Загадка про таракана
Словно вор, пробрался в дом,
Бегал в мойке возле крана,
Из ведра ел всякий сор,
Эй, ловите…
Задание
Тараканы живут в доме у человека и питаются остатками пищи. Расскажи о том, чем питаются другие насекомые (майский жук ест листья, бабочка нектаром, стрекоза мелкими насекомыми и т.д.).
Загадка про стрекозу
Растут у пруда тростник и камыш.
Снуют там они в прохладной тиши
Серебряных крыльев не слышен полет,
Как будто над гладью завис вертолет.
На пару минут застывает движенье –
Стремительный взлет. Не присев на растенье,
Съедает она на обед комара,
И снова в полет – на охоту пора.
Задание
Что делает стрекоза? (стрекоза летает, ловит насекомых). Вспомни и назови действия, которые совершают другие насекомые (пчела собирает пыльцу, кузнечик прыгает, кузнечик стрекочет, комар звенит, жук жужжит, жук роет землю и т.д)
Паук относится к классу паукообразных и не является насекомым, но для дошкольников мы знакомим с ними в рамках темы «насекомые».
Загадка про паука
У него восемь длинных ножек
И бегает он по кружевной паутине,
На ниточке тонкой спускается на пол,
А может, поднявшись, сидеть на картинке.
Для мух у него в паутинке-ловушке
Всегда наготове липкие сети,
Так он защитить помогает от мушек
Сахар, печенье, конфеты в буфете.
Задание
Пауки хоть и похожи на насекомых, но не являются ими. Посмотри на паука и скажи, чем строение его тела отличается от строения тела насекомых (у паука восемь лапок, а у насекомого шесть). Попробуй сосчитать лапки паука по парам (у паука четыре пары лапок, у насекомых три).