Часто родители начинают думать о независимости своих детей только тогда, когда их дети идут в школу. Редакция ДЕТСКИЙ ВОПРОС.РФ настаивает на том, что начинать развивать это качество следует как можно раньше, и тогда у вас будет больше шансов на успех.
Прежде чем говорить о том, как развить в ребенке самостоятельность и когда это нужно делать, нужно определиться, что это такое.
Критерии оценки независимости различаются. Можно ли, например, сравнить степень независимости этнографа и изучаемых им аборигенов Австралии? Конечно, каждый из них независим и самостоятелен в обеспечении собственной жизни, но только в тех условиях, в которых они родились и выросли. Если вы поменяетесь местами хотя бы на несколько дней, оба человека будут в тупике.
Независимость – понятие субъективное, несколько расплывчатое и может меняться при оценке одного и того же поведения.
Если трехлетний ребенок самостоятельно зашнуровывает шнурки и у него это получается, мы обязательно восхитимся его мастерством. Но мы никогда не восхищаемся независимостью сына-подростка только потому, что он завязывает шнурки на ботинках. Если он готовит научный доклад или берет на себя какие-то родительские обязанности, это уже другая история.
Независимость не предполагает полной свободы действий и поведения, она всегда содержится в строгих рамках принятых социальных норм. Следовательно, это не какое-то отдельное действие, а только то, что имеет смысл и социально приемлемо. Хотя так может показаться, монотонное, неорганизованное или бесцельное поведение ребенка с психическим заболеванием трудно назвать самостоятельным. Такие дети играют одни, не приставают к взрослым и не заботятся о впечатлении, которое они производят на окружающих.
Независимость развивается постепенно, и этот процесс начинается рано. В развитии этого важнейшего человеческого качества есть важнейшие этапы и возрасты.
Стадия формирования
Во-первых, это был ранний год. В 1-2 года у детей начинают проявляться первые признаки самостоятельных действий. Желание быть самостоятельным особенно проявляется в трехлетнем возрасте. Бывает даже кризис трех лет. Ребенок время от времени говорит: «Сам!» В этом возрасте он хочет все делать сам, без помощи взрослых. Но на этом этапе самостоятельность — лишь второстепенная особенность поведения ребенка.
К концу этого периода самостоятельность становится относительно устойчивой чертой личности ребенка. В подростковом возрасте ребенок отделяется от родителей, стремится к самостоятельности, самостоятельности и хочет «убрать взрослых из своей жизни».
Мы видим, что предпосылки развития самостоятельности формируются уже в самом раннем возрасте, но только начиная с дошкольного возраста она становится систематизированной и может считаться особым личностным качеством, а не просто эпизодической чертой поведения ребенка.
К концу подросткового возраста при соответствующем развитии самостоятельность полностью формируется: ребенок не только умеет что-то делать без посторонней помощи, но и берет на себя ответственность за свои действия, планирует свои действия, контролирует себя и оценивает результат его поведение. Подростки начинают понимать, что независимость не означает полную свободу передвижения: она всегда остается в рамках принятых в обществе норм и законов.
Наши советы
Если говорить о воспитании самостоятельности, то по разным возрастным группам можно дать родителям следующие предложения.
Ранние годы
Необходимо помнить, что не нужно делать за ребенка то, что ребенок может сделать сам. Например, если ваш ребенок научился есть или одеваться без помощи взрослых, дайте ему возможность сделать это самостоятельно! Конечно, вы можете одеть ребенка быстрее, чем он сможет самостоятельно, или накормить его, не испачкав его одежду и все вокруг, но тогда вы будете мешать развитию ребенка в самостоятельности.
Помогать ребенку следует только в том случае, если он попросит помощи у взрослого. Когда ваш ребенок чем-то занят, нет необходимости вмешиваться в его дела, если только он вас об этом не попросит. Конечно, взрослые обычно лучше знают, как выполнять те или иные действия, но важно дать детям возможность найти решение самостоятельно! Пусть он научится понимать некоторые вещи самостоятельно и сделает небольшие открытия. Но родители должны быть разумными! Если ребенок делает что-то, что представляет для него опасность, то, конечно, его следует защищать, даже если он об этом не просит.
Стремление к независимости следует всячески поощрять. В этом возрасте ребенок часто повторяет: «Самостоятельно!» Важно не препятствовать этому его желанию (в пределах разумного, конечно), всячески поощрять его пытаться действовать самостоятельно. Очень часто реакция родителей на бездарные попытки детей что-то сделать самостоятельно примерно такая: «Не мешай!», «Уходи», «Ты еще маленькая, ты не справишься, я Сделаю это» Все сам. «Попробуйте дать ребенку попробовать. Если он хочет помыть пол, дайте ему ведро и тряпку. Тогда у вас будет всего несколько минут, чтобы незаметно убрать лужи позади него от его работы, но дети не делают этого» t просто разовьет навыки самостоятельности, а также навыки трудолюбия. Хочет ли он постирать свой носовой платок? Ничего страшного, если вам придется сделать это позже, потому что конечный результат в данный момент не так важен и признает свое поведение – потому что ему это очень нужно. Главное – не делать свои неумелые попытки объектом насмешек. Ведь иногда ребенку нужно приложить немало усилий, чтобы совершить что-то, что взрослым кажется простым и незамысловатым. Если у вашего ребенка что-то не получается, вы можете тактично объяснить ему ошибку и обязательно подбодрить его и помочь поверить в то, что у него все получится.
дошкольный возраст
В этом возрасте лучше всего дать ребенку возможность самостоятельно выбирать, что ему сегодня надеть. Но не следует забывать, что детям нужна помощь в принятии решений. Ему нужно объяснить, например, что сейчас осень, идет дождь, а на улице холодно, поэтому летнюю одежду следует отложить до весны, но из осенних вещей он может выбрать свою любимую. Вы также можете начать делать покупки в магазинах вместе с ребенком и рассматривать его варианты.
Пожалуй, главная задача взрослого – приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения и он должен их соблюдать. По этой причине важно назначать постоянные задания, соответствующие возрасту ребенка. Конечно, дошкольники еще очень ограничены в возможностях, но все же. Даже самый младший ребенок 2-3 лет и даже дошкольник сможет использовать игрушку для уборки углов и не только. Кроме того, обязанностями дошкольника по дому могут быть полив комнатных растений, помощь накрытии на стол (раскладывание салфеток, столовых приборов, вынос хлеба и т д.), помощь в уходе за домашними животными и т д.
Не стоит ограждать ребенка от проблем: дайте ему столкнуться с негативными последствиями своих действий (или бездействия).
Основная ошибка взрослых, воспитывающих в детях самостоятельность, обычно заключается в чрезмерной защите ребенка и полной неподдержке его поведения.
половое созревание
Родители детей-подростков должны научиться «отпускать» своих детей и избавиться от привычки руководить жизнью своих детей. Известные зарубежные эксперты, работающие с родителями-подростками, Баярды рекомендуют трехступенчатый план, который поможет детям стать более самостоятельными и ответственными.
первый шаг. Необходимо составить исчерпывающий список причин, по которым поведение вашего ребенка вас задевает и беспокоит. Только вы, а не вся семья или другие люди.
Шаг второй. Когда список готов, нужно подчеркнуть, какие из них имеют определенные последствия для ребенка, но никак не затрагивают вас. Предположим, вас беспокоит, что подросток не хочет продолжать учиться в школе и после девятого класса планирует поступать в институт, и вы очень хотите, чтобы он стал дипломированным специалистом и получил высшее образование. Но в первую очередь это влияет на жизнь ваших детей. Удалите эти предметы из своего списка и включите их в список вещей, о которых ваш ребенок должен позаботиться прямо сейчас. Например, ваш ребенок начинает плохо учиться в школе, и его оценки падают до троек, хотя когда-то он учился хорошо. Прежде всего, это его дело и он должен нести за него ответственность. Но если вас из-за этого вызвали в школу и вам пришлось выслушивать всякие неприятные вещи о его учебе и поведении, то это касается и вас.
Шаг третий. Теперь у вас есть список поведения вашего ребенка, которое влияет на вашу жизнь. Это люди, с которыми вам нужно работать. Для этого прежде всего снимите с себя ответственность за эти моменты. Во-вторых, будьте уверены в себе и в способности своего ребенка принимать правильные решения во всех этих ситуациях. Пусть ваши дети поймут и почувствуют, что вы им доверяете.
Родители должны работать со своими детьми, чтобы научиться самостоятельности. Конечно, если мама и папа учат своего ребенка брать на себя ответственность за принимаемые им решения, за свои поступки, это не значит, что они перестают о нем заботиться или, что называется, бросают его «вольным стилем». Нет, они просто начали видеть в нем человека, способного принимать собственные решения, но, тем не менее, если груз ответственности стал для него слишком тяжел, он всегда мог обратиться за помощью к родителям. Но это решение он тоже примет самостоятельно – обратиться за помощью.