Как приятно общаться с ребенком, речь которого характеризуется фонетической правильностью, внятностью и выразительностью. Однако в настоящее время речь все большего количества детей характеризуется совсем уж не с положительной стороны. Как часто мы встречаем детей в возрасте трех лет, которые вместо развернутых фраз, которые должны уже к этому возрасту обязательно появиться, используют отдельные звукоподражания и лепет. Многие родители полагают, что такое положение вещей нормально и не обращают внимания на рекомендации специалистов. Тут-то они совершенно не правы. У таких детей на лицо задержка речевого развития (ЗРР) и искоренить ее с каждым последующим годом будет все сложнее.
Новые слова, которые в результате целенаправленного обучения (без него никак) все же появятся, зачастую будут характеризоваться нарушением логического и словесного ударения, искаженностью в последовательности произнесения звуков, отсутствием внятности и разборчивости и т.д. В нашей статье мы познакомим вас с направлениями работы над словесным ударением, являющимся одним из элементов фонетической системы языка, который выражается в выделении основного слога посредством громкого и длительного произнесения.
Особенности словесного ударения
Первая особенность словесного ударения в русском языке – это подвижность, заключающаяся в изменении его места в слове.
Вторая особенность словесного ударения состоит в том, что в пределах одного слова оно может перемещаться с одного на другой слог. Например, в слове «река» ударение падает на второй слог, вместе с этим во множественном числе в слове «реки» словесное ударение перемещается на первый слог.
Представленные особенности способствуют высокой изменчивости и выразительности речи. Вместе с этим, у детей дошкольного возраста вплоть до обучения в школе, а иногда еще и в начальных классах встречаются случаи наличия нарушений в выделении словесного ударения.
Типичными ошибками в произнесении слов детьми дошкольного возраста и выделении ими словесного ударения являются:
- послоговое произнесение слова с ударением на каждом слоге;
- двойное ударение;
- нечеткое произнесение всех слогов слова, неправильное месторасположение словесного ударения, несоответствующее нормам орфоэпии.
Направления работы над словесным ударением
Первое направление – обучение технике выделения ударного слога. Для того чтобы овладеть этим умением, следует научиться изменять силу голоса и более длительно выделять ударный гласный звук. С этой целью рекомендуется обучать ребенка в воспроизведении различных ритмов с простыми слогами типа та, па, ма, например, Тата, таТа, Татата и др. При воспроизведении ритмов можно использовать дополнительный канал – тактильную чувствительность ребенка. Это помогает акцентировать внимание малыша на более интенсивной вибрации гортани и длительном произнесении ударного гласного звука.
Кроме этого приема целесообразно применять отхлопывание ритма с одновременным правильным произнесением соответствующих ему слогов. Эффективным методическим приемом также является дирижирование рукой в воздухе, которое может быть двух видов:
- движение руки сопровождает каждый слог произносимого слова, ударный слог выделяется более энергичным движением;
- движение руки сопровождает только ударный слог.
В результате использования данного приема ребенок контролирует место положения ударного слога в произносимом слове.
Второе направление – выполнение игровых упражнений, направленных на закрепление умения выделять ударный слог. Вот несколько примеров:
- составление схемы слова из разноцветных квадратиков (красный – ударный слог, синий – безударный);
- подбор слов по заданному ритму;
- определение места ударения в слове;
- придумывание слов по заданной схеме;
- расстановка ударения и др.
В логопеде потребности не было никогда, но сейчас когда дочь в первом классе и пошло много новых слов .. часто замечаю, что ударение не правильно ставит. Пока боремся сами, исправляем, проговариваем.