Развитие речи является неотъемлемой составляющей всего психофизического развития ребенка. Нет сомнения в том, что все родители желают, чтобы их малыш развивался в соответствии с нормативными показателями.
Особенно важным периодом во всестороннем развитии ребенка является ранний возраст. Именно в этот период наиболее интенсивно происходят изменения в развитии ребенка. Оценить соответствие уровня развития ребенка норме могут не только профессиональные педагоги и психологи, но и каждый из родителей. Для этого нужно знать, как изучать, а главное – как интерпретировать полученные результаты.
В нашей статье мы познакомим вам с различными заданиями и ситуациями для изучения уровня развития речи ребенка трехлетнего возраста.
Два года – два года шесть месяцев
Ребенок в этом возрасте говорит многословными предложениями из трех-четырех слов. По-другому этот процесс называется овладение элементарной фразовой речью. Малыш может пропускать слоги и отдельные звуки в словах или добавлять лишние. Так, высказывания ребенка могут быть представлены следующим образом: «Даси пить дать», «Не фоцю пить» и т.д.
В этот период ребенок начинает активно задавать вопросы типа где? куда?, произносить качественно все гласные и ряд согласных звуков (исключения могут составлять свистящие и шипящие звуки, звуки Л и Р). Словарь ребенка в этот возрастной период должен насчитывать примерно 200 – 400 слов. Если к 2,6 годам у ребенка не происходит формирование элементарной фразовой речи, а словарь состоит не более чем из 100 слов, стоит на это обратить более пристальное внимание, так как темп его речевого развития начинает отставать от нормативных показателей.
Два года шесть месяцев – три года
В речи ребенка постепенно формируется умение правильно связывать слова в предложения. От простой двухсловной фразы малыш постепенно переходит к употреблению в речи сложной фразы с использованием союзов, изменением слов по падежам и числам. В активную речь входят вопросы почему? когда?, которые ребенок связывает с конкретной обстановкой и ситуацией. Чисто произносит практически все звуки речи (исключения все еще могут составлять шипящие согласные и звуки Р и Л). Активный словарь ребенка на данном возрастном этапе должен составлять от 400 до 1000 слов.
Если у ребенка не появляется развернутая фразовая речь, а словарь составляют не более 200 слов, можно предположить, что у ребенка есть определенное отставание в речевом развитии.
Обследование речевого развития малыша третьего года жизни
Стоит помнить, что дети данного возраста еще не способны в полной мере подчиняться вашим указаниям типа «Расскажи стихотворение» или «Ответить на вопрос». При обследовании речи нужно предлагать малышу такие задания, которые будут ему доступны и интересны, а вместе с этим помогут собрать необходимую информацию о развитии произношения, объема его словаря, овладения фразовой речью. Во многом это можно выяснить в обычных жизненных ситуациях. Например, рассматривание иллюстраций, прогулка по улице, просмотр мультфильма сопровождаются разговором с малышом. Однако можно использовать специальные задания.
Задания для изучения словаря: «Узнай по описанию», «Что нарисовано на картинке» и др. Ребенку предлагаются объекты или их изображения, которые ему хорошо знакомы, например, игрушки, продукты питания.
Задания для изучения понимания сходных по звучанию слов: «Найди картинку», «Отгадай, что это?» и др. Даются картинки с изображенными объектами, названия которых близки друг другу по фонетическому составу, например, молоко-молоток, врач-грач и т.д.
Задания для изучения связной речи: «Что на картинке?», «Что ты видишь?» и др. Ребенку предлагаются описать простые сюжетные картинки, например, девочка играет с собачкой или происходящее вокруг на прогулке.
Задания для изучения произносительной стороны устной речи: «Повторяй за мной», «Назови предметы» и др. Малышу предлагается повторять за взрослым слова или называть картинки с изображенными на них предметами. Сначала ребенку даются слова, которые состоят из одного слога (дом, нос), затем из двух (нога, муха), после чего из трех (машина, молоток).
Нужно только помнить, что это усредненные нормы, помогающие родителям увидеть задержку развития речи. Сроки же овладения речью индивидуальны. Есть малыши, которые уже после двух строят предложения из трех-пяти слов и что-то болтают без остановки, а есть молчуны. Вот только нужно разводить индивидуальные особенности ребенка и то, занимаются с малышом взрослые или нет. Если с ребенком много разговаривают, играют, всесторонне его развивают, то и речь будет развиваться вовремя и даже с опережением. А если дитё садят перед телевизором и дают в руки игрушку, чтобы он занимался сам, мало с ним беседуют, то ничего удивительного, что он и заговорит позже.