Одним из основных вопросов, который волнует родителей, является определение соответствия уровня развития речи их малыша норме. Наиболее ответственные мамы и папы обращаются к квалифицированным специалистам, однако однозначного ответа на волнующий вопрос так и не находят. Это связано с тем, что особенно в раннем возрасте, когда происходит наиболее интенсивное развитие речи, могут быть неоднозначные результаты. Чтобы можно было контролировать овладение ребенком произносительными умениями, а также понимание обращенной к нему речи окружающих, следует знать приемы изучения этих процессов.
Понимание ребенком второго года жизни названий предметов
В качестве диагностического материала обычно выступают 3-4 игрушки, которые хорошо знакомы ребенку. Это могут быть машинка, мяч, собачка и др. предметы. Начните диагностику с выставления перед ребенком игрушек. После чего спросите у него, например, «Где мячик?» и т.д. Ребенок должен отыскать по названию все предметы. После этого следует поменять игрушки местами и снова попросить малыша найти их. Задание является успешно выполненным, если ребенок находит не менее трех игрушек. Таким же образом можно предлагать малышу найти предметы одежды, посуды, фрукты и т.д. Главное условие, чтобы ребенку они были знакомы.
Понимание ребенком второго года жизни названий действий
Для диагностики вам понадобятся кукла (или другие сюжетные игрушки, например, курочка, собачка, котик и др.), игрушечные ложка, тарелка и кроватка. Предложите ребенку выполнить следующие игровые действия: «Покорми куклу», «Положи куклу в кроватку». Малыш, который понимает обращенную речь, совершает функционально правильные действия с предложенными игрушками.
Еще одним способом выяснения понимания ребенком названий действий является выполнение посильных поручений в повседневном режиме дня. Например, можно предлагать ребенку следующие поручения: «Покажи…», «Возьми…», «Найди….».
Понимание ребенком второго года жизни названий признаков предметов
В качестве стимульного материала могут выступать разные в одном признаке, но одинаковые по всем остальным признакам предметы, например, красный и синий мяч, большой и маленький кубик и др. Выставьте перед малышом парные игрушки и предложите ему дать вам конкретный предмет: «Дай синий мяч».
Понимание ребенком второго года жизни несложного рассказа по сюжетной картинке
Для диагностики следует подготовить простые по сюжету картинки, например, девочка умывается, мальчик спит и др. Эти сюжетные картинки (не более 2-3) следует расположить перед малышом и спросить у него, например, «Где девочка умывается?». Нормально развивающийся ребенок показывает на нужную картинку, может сопровождать свой выбор имитационными действиями и речевыми проявлениями.
Овладение ребенком второго года жизни активной речью
Чтобы узнать, как идет развитие активной речи малыша, следует чаще с ним общаться и играть. Кроме этого, данный процесс можно изучать при выполнении ребенком заданий на понимание речи.
Малыш в 1 год 3 месяца в процессе взаимодействия со взрослым как в повседневной жизни, так и в процессе игры обычно использует различные лепетные или облегченные слова, например, «бах», «дай», «мама» и др.
Ребенок в 1 год 6 месяцев активно использует звукоподражания типа «би-би», «ам-ам», «тук-тук», «му-му» и др.
Малыш в 1 год 9 месяцев начинает продуцировать простые двухсложные фразы типа «Мама ам-ам», «Ав-ав ням-ням». Также в речи ребенка начинают стремительно появляться полные слова с определенным звуковым искажением, например, «абака», «сябака», «кусять» и др.
Следует помнить, что уровень речевого развития малыша зависит от заботливого отношения к нему родителей, которое состоит не только в том, чтобы ребенок был сыт и чист, но и в полной мере мог удовлетворить свою потребность в общении и познании окружающей действительности.