Выявление особенностей артикуляционной моторики происходит в процессе выполнения ребенком по указанию логопеда определенных действий.
1. Исследование подвижности губ ребенка.
Для выявления подвижности губ ребенку предлагается по подражанию выполнить следующие движения губ:
— вытянуть губы вперед, потом их округлить;
— отвести их уголки в стороны;
— поднять верхнюю губу;
— опустить нижнюю;
— облизнуть губы;
— усиленно выдыхая, надо вызвать вибрацию губ;
— надуть щеки – потом втянуть их.
2. Исследование подвижности языка ребенка.
Для выявления подвижности языка малышу предлагается выполнить задание по подражанию:
— сделать язык сначала узким, потом широким;
— поднять кончик языка к верхним резцам, а потом опустить к нижним;
— подвигать языком как << маятником >>.
3. Исследование подвижности нижней челюсти ребенка.
Для выявления подвижности нижней челюсти предлагается выполнить задание по подражанию:
— опустить свою челюсть;
— выдвинуть ее вперед;
— надо установить, нет ли контрактуры.
4. Исследование подвижности мягкого нёба ребенка.
Для выявления подвижности мягкого нёба ребенку предлагается произнести звук [ a ] ,при этом определяется наличие или отсутствие активного замыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки, пассивное замыкание определяется пальцем путем дотягивания мягкого нёба до задней стенки глотки или можно это сделать шпателем; одновременно отмечается отсутствие или наличие рефлексов задней стенки глотки.
При выполнении заданий диагностируются затруднения в движениях артикуляторных органов: явная невозможность, значительное ограничение объема движений, склонность ребенка к постоянному удерживанию языка комком в глубине полости рта.
При анализе состояния артикуляционной моторики за основу могут быть взяты следующие параметры:
Параметр 1: движения артикуляционного аппарата: активные, пассивные.
Параметр 2: объем движений: неполный, полный.
Параметр 3: тонус мускулатуры ребенка: вялый, чрезмерно напряженный, нормальный.
Параметр 4: точность движений: отсутствует последовательность движений ребенка, последовательные, неточные, точные.
Параметр 5: наличие насильственных движений (надо указать какие ) и сопутствующих.
Параметр 6: темп движений: быстрый, замедленный, нормальный.
Параметр 7: длительность удерживания артикуляторов в определенной позиции.
По результатам обследования артикуляционной моторики определяется уровень. 1 балл ребенку за каждое им выполненное им упражнение.
Максимальное количество баллов:
За 1 задание ребенок получает — 7 баллов;
За 2 задание — 3 балла;
За 3 задание — 3 балла;
За 4 задание — 2 балла.
Первый уровень низкий (менее двух баллов).
Ребенок затрудняется в движениях артикуляторных органов, наблюдается у него невозможность выполнения большинства движений языком, губами. Не получается по подражанию вытянуть губы вперед, отвести их уголки в стороны, опустить нижнюю губу, поднять верхнюю, облизнуть губы, вызвать вибрацию губ, надуть щеки – вытянуть их. При выполнении движения языком отмечается неумение выполнить упражнения на последовательность движений, на распластывание языка (язык комком) при повышенном тонусе.
При пониженном тонусе у ребенка (язык тонкий, вялый) может быть тремор, синкинезии, гиперкинезы, гиперсаливация. Отмечается отсутствие активного замыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки, отсутствие рефлексов задней стенки глотки.
Второй уровень ниже среднего (шесть – три балла).
Отмечается невозможность выполнения многих движений органами артикуляционного аппарата, у ребенка неполный объем движений, тонус его мускулатуры вялый или напряженный, движения неточные, отсутствует последовательность движений, имеются сопутствующие, насильственные движения, темп движений быстрый, или наоборот замедленный, отмечается саливация. При этом ребенок не совсем удерживает артикуляторы в определенной позиции.
Третий уровень средний (десять – семь баллов).
При выполнении заданий диагностируются затруднения в движениях артикуляторных органах, нарушений явных нет. При обследовании фиксируются ограничение объема движений, снижение у ребенка тонуса мускулатуры, недостаточная их точность. Возможно замедление темпа при повторных движениях.
Четвертый уровень выше среднего (тринадцать – одиннадцать баллов).
Артикуляционная моторика сформирована, полный объем движений, но они замедлены, неловки, недифференцированы. Движение у ребенка характеризуются недостаточной согласованностью деятельности. При выполнении движений органами артикуляционного аппарата синкинезий нет.
Пятый уровень высокий (пятнадцать – четырнадцать баллов).
Артикуляционная моторика сформирована полностью. Движения артикуляторного аппарата активные, темп нормальный, движения точные, тонус мускулатуры нормальный, объем движений полный, сопутствующие движения отсутствуют.