День за днем, месяц за месяцем… Время стремительно бежит, и вот он долгожданный момент – появление на свет малыша. Все без исключения родители мечтают о здоровом ребенке. Однако не всегда происходит так, как мы желаем. У ребенка нарушение слуха. Как же происходит развитие особого малыша, который испытывает трудности (при незначительном снижении слуха) или вообще не может (при тяжелой степени нарушения) слышать звуки окружающего мира?
Развитие ребенка младенческого возраста, имеющего нарушение слуха
У нормально развивающегося ребенка уже в первые месяцы жизни начинают развиваться зрительные и слуховые реакции, способность к концентрации, распределению внимания. А у детей, имеющих нарушение слуха, эти процессы осуществляются в иных условиях. У них отсутствуют слуховые ощущения как на голос человека, так и на другую звуковую информацию, что негативно влияет на слуховое восприятие.
В результате более позднего овладения умением двигать головой и, как следствие, нарушения зрительно-слухового поиска, единственным объектом внимания ребенка является только то, что находится непосредственно рядом. Большинству детей свойственна неловкость, замедленность двигательных реакций, затруднение в переключении с одного движения на другое. Следствием отставания в двигательной сфере является своеобразие в развитии кинестетических и статических ощущений.
У ребенка, имеющего нарушение слуха, позже развиваются действия руки, характер которых долгое время остается хаотичный, что приводит к более позднему формированию умений захватывать и удерживать предмет. Недостаточно дифференцированными являются и мелкие движения пальцев рук, что свидетельствует о нарушении мелкой моторики. Все это приводит к задержке в овладении манипулятивными действиями с предметами, в результате чего происходит замедленное ознакомление ребенка с их свойствами, качественно не развиваются осязательные ощущения.
Более позднее овладение ползанием и ходьбой ведет к задержке в овладении пространством, в познании окружающего предметного мира и взаимодействии с ним, в развитии восприятия, познавательного интереса и орудийных действий. Дефицит общения характеризуется отсутствием воздействия речи взрослого, а именно ее эмоциональной окраски, которая еще до развития понимания речи ребенком является одним из действенных стимулов его поведения. Вследствие чего эмоционально-действенное общение как ведущий вид деятельности у детей младенческого возраста с нарушением слуха полноценно не развивается.
Развитие ребенка раннего возраста, имеющего нарушение слуха
На протяжении данного возрастного периода в спонтанном развитии ребенка с нарушением слуха происходят некоторые положительные изменения: возникает определенный интерес к предметам и явлениям окружающего мира, развиваются действия с ними. Основным способом действий с предметами остаются в этот период специфические и неспецифические манипуляции. Использование предмета, исходя из функционального назначения, закрепленного за ним человечеством, только начинает складываться. Однако эти позитивные изменения появляются у детей, имеющих нарушение слуха, только к концу раннего возраста и характеризуются определенным качественным своеобразием: трудностями в узнавании предметов, задержке в формировании произвольности и контурности, неполноте зрительного восприятия и т. д. Следствием этого является ошибочное соединение частей объектов, затруднение в выделении информативных признаков, существенных свойств и отношений между предметами, задержка во включении в деятельность, снижение скорости выполняемых действий и увеличение числа ошибок. Отмечаются особенности и в развитии свойств внимания: трудности в переключении, концентрации и слежении.
Только у некоторых детей начинает складываться способность к подражанию действиям взрослого: они подражают некоторым действиям взрослого и только с хорошо знакомыми предметами, что выражается зачастую в бессмысленном повторении. Действия по образцу практически недоступны детям даже после трех лет. У них запаздывает развитие орудийной деятельности и овладение мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение и др.). Таким образом, у детей раннего возраста с нарушением слуха отмечаются особенности в развитии чувственной сферы, более позднее взаимодействие с объектами материального мира, что оказывает отрицательное влияние на овладение ими ведущим видом деятельности – предметной деятельности, а в ее структуре – на овладение предметами-орудиями.
Развитие ребенка дошкольного возраста, имеющего нарушение слуха
В дошкольном возрасте у ребенка, имеющего нарушение слуха, продолжается отставание в развитии предметной деятельности. Это сказывается в первую очередь на формировании наглядно-действенного мышления, развитие которого характеризуется качественными и количественными особенностями: замедленный темп его развития, более примитивные способы действия (действие силой без учета качеств и свойств объекта, многократные пробы без анализа их результатов, фиксация внимания на цели, а не на способах ее достижения).
Основными средствами общения детей со слуховой депривацией выступают предметные действия, естественные бытовые жесты, мимика и другие неречевые средства в сочетании с различного типа вокализациями и лепетом. Отсутствие речи обусловливает трудности и в понимании других людей, смысла их действий, что приводит к повышенной ориентировке на реакцию взрослого, механическому подражанию.
У детей, имеющих нарушение слуха, позже формируются этапы познания себя. Все это затрудняет развитие самостоятельности и инициативности в овладении детьми социальным опытом, восприятии и понимании окружающей действительности. Задержка в развитии двигательной сферы, предметной деятельности, способов общения, развития восприятия, приводит к отставанию детей с нарушением слуха от их нормально слышащих сверстников в развитии игровой деятельности, которая характеризуется рядом особенностей: преобладает уровень одиночной игры, ограниченный выбор игрушек, отсутствие игрового взаимодействия, отставание в овладении игровыми действиями.
Для того чтобы ребенок с нарушением слуха приблизился в своем развитии к нормально развивающимся сверстникам, необходимо своевременно обратиться за помощью к специалистам. И это сделать нужно как можно раньше.
Хороший материал! Спасибо!