Батаговская Н.Н., Марявина Н.Н.,
педагог,
МБДОУ ДС №27 «Белёска»
Старый Оскол
Данный материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Построение партнерства семьи и дошкольных учреждений: методы, приемы и приемы эффективного взаимодействия»
Название – Книжная иллюстрация как средство эстетического формирования детей дошкольного возраста и членов их семей
Секция – 17. «Организация воспитательного взаимодействия с семьями обучающихся»
Искусство раскрывает богатство и разнообразие цвета, формы и движения окружающего нас мира. Воспитывать интерес и любовь к красоте, развивать эстетическое чувство. Дети испытывают радость и восхищение, когда видят красоту, изображенную на картинах и иллюстрациях.
Иллюстрация – особая художественная область, связанная с визуальной интерпретацией литературных произведений. Иллюстрации в книгах помогают детям глубже понять содержание текста. Знакомство детей со сказочными образами – один из важных аспектов работы, направленной на развитие индивидуальности детей в дошкольных учреждениях и дома.
Наличие разных картинок, нарисованных для одной работы, повышает интерес дошкольников и побуждает их дальше рассматривать ее, сравнивать, обсуждать, а иногда и дискутировать. Знакомя детей с новыми литературными произведениями, лучше обратить их внимание на необычный образ, а потом вернуться к нему позже, предлагая нарисовать сюжет сказки.
Как только вы привыкнете иллюстрировать книги, вам необходимо выработать представления о роли иллюстраций в детских книгах. Знакомство с работами иллюстраторов. Предложите ребенку сыграть роль художника и иллюстратора. Это создает радость общения с книгой, предвкушение встречи с ней, эмоциональную реакцию на ее содержание, настроение героев, сопереживание им, внимательное отношение к книге.
В дошкольных учреждениях рекомендуется проводить выставки детских работ, обсуждая, кто стал успешным художником и иллюстратором. Иллюстрации обсуждаются на занятиях по ознакомлению с окружающей средой, рисованию, лепке и аппликации, а также в ходе самостоятельной художественной деятельности детей.
Основным средством выразительности в книжной графике является рисунок. Это пространственная особенность изображения, которая передается через внешний образ. В нем раскрываются форма, строение, поза, движения, жесты, мимика, внутренняя сущность, характер и эмоции главного героя. Представляйте состояния, используя различные выразительные точки, линии и штрихи. Детям необходимо узнать о цветах как о способе передачи эмоциональных состояний, настроений персонажей, сезонных и временных изменений в природе.
При рассматривании картинок нужно побуждать ребенка слушать текст и ассоциировать его с той или иной картинкой. Сосредоточьтесь на некоторых средствах выразительности: форме, строении, позе, жесте, фактуре поверхности (пушистой, волосатой и т д.), цвете, положении в пространстве. Подражайте звукам, позам и движениям знакомых животных и птиц.
Дети как бы читают по картинкам, следуя сюжету от одной картинки к другой. Дополняя и углубляя содержание книги, пробуждая в ребенке те ощущения и эмоции, которые вызывает у нас подлинно художественное произведение, и в конечном итоге обогащая и развивая зрительное восприятие ребенка, книги Иллюстрации выполняют и эстетическую функцию.
В нашей стране много замечательных художников, которые занимаются книжной графикой. Владимир Григорьевич Стьев – один из основоположников советской анимации. Детский писатель, иллюстратор, аниматор. Он писал сказки как собственного сочинения, так и Корни Чуковского, Альфа Прейзена и других.
Ю. Васнецов — примитивист в изображении животных, но их великолепие и красочная одежда напоминают нам его всегда цветной фон, множество украшений народного стиля, заставляя присмотреться и узнать их. Иллюстрировал и оформлял книги В. Бьянки, К. Чуковского и С. Маршака. Одной из главных особенностей его художественного метода является его тесная связь с народным искусством.
Творчество Е.И. Чаршиной занимает важное место в графике книги. Иллюстрации Е. И. Чарушина Мир животных выражен в ярких образах, полных тепла и человечности. Он обладает уникальной техникой передачи формы, цвета и фактуры. Художник любил изображать детенышей животных, пушистых, мягких и вместе с тем совершенно беспомощных.
Как познакомить детей с книжными иллюстрациями:
- Эмоциональное глобальное восприятие иллюстраций.
- Понимание на общем уровне.
- Общее творческое восприятие произведения.
Общие методы и приемы знакомства детей с книжной иллюстрацией: чтение литературных произведений, самостоятельное рассмотрение иллюстраций, знакомство с образами сказок, детские иллюстрации литературных произведений, разных художников к одному произведению.Сравнение иллюстраций художников, поле поход в детскую библиотеку, настольная игра по иллюстрациям из развивающих книг и выставка книг одного художника.
Книжные иллюстрации имеют большое значение для эстетического воспитания и развития детей в дошкольных образовательных учреждениях и дома. Через собственную художественную деятельность дети постепенно приходят к пониманию произведений искусства.