Рамазанова Сефият Ширазтудиновна
Мальцева Юлия Васильевна
педагог
МБДОУ ДС №24 «Берёшка»
Старый Оскол, Белгородская область
Данный материал участвует в межрегиональном научно-практическом семинаре «Космос – смелая профессия, или как познакомить дошкольников с космосом»
Название – КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ – Пример сценария ролевой игры
Секция 2 – Космос как игра: Организация ролевых, творческих и тематических игр для дошкольников
Цель игры: Расширить знания старших дошкольников о Вселенной, планетах Солнечной системы и деятельности человека во время космических путешествий.
Цель: Систематизировать и обогатить знания дошкольников о Вселенной и планетах Солнечной системы. Пополните словарный запас дошкольника новыми словами. Развивает конструктивные способности дошкольников изготавливать постройки по чертежам. Создавайте и обогащайте игровую среду согласно своим творческим планам. Воспитывать любознательность и стремление к поисковой деятельности.
Оборудование: набор строительных блоков, бизиборд с пультом управления, изображение космического корабля, силуэт планет солнечной системы, магнитная доска, аудио- и видеозапись, фото на космическую тематику, космический шлем и костюм, несколько детей. Набор трубок для кормления, инструменты для ремонта корабля, аптечка, значок с символом космоса и макет микрофона.
Ход игры
- Этапы мотивации и стимулирования. Учитель принес в группу шлем космонавта. «Привет, ребята, я недавно посетил выставку космонавтов, увидел в игровой палатке этот шлем космонавта и решил купить его для ролевой игры». Дети посмотрели на шлем и предложили отправиться в «космос» путешествие».
- Этапы организации и исследования. Воспитатель: К игре нужно все подготовить. Что нам приготовить?
Ответы детей: космический корабль, еда, скафандр, шлем.
Воспитатель: Ребята, какие работы требуются на самолетах, давайте распределим обязанности команды космонавтов.
Дети предлагают распределить ответственность путем жеребьевки. Под руководством командира дошкольники по чертежам строят космический корабль и готовят инструменты для работы в космосе. Учитель предлагает стать летным инструктором и остается на Земле для связи. Командир корабля объявляет готовность команды и дает сигнал на спуск корабля на воду. Ревет двигатель и ревет космическая музыка. Навигатор сообщает о рейсах и местах прохождения корабля.
На магнитной доске отобразится изображение Земли.
Воспитатель: Посмотрите в окно! Вы покинули нашу землю! Посмотрите на нее из космоса, какая она красивая! Здесь так много морей и океанов, так много лесов и полей, лугов и гор. Что ты видишь?
Слышна голосовая запись: «Я Земля!» Провожу своих питомцев, своих сыновей и дочерей. Лети к солнцу и возвращайся домой пораньше! «Дети машут землей.
Воспитатель: Сколько планет в Солнечной системе (Ответы детей – перечислить все планеты и рассказать все, что они знают).
Воспитатель: А можно ли полететь к солнцу (В ответах детей поясняется, что солнце – это огромный огненный шар).
Штурман: Полет нормальный. Мы летим над Венерой!
Что вы знаете о Венере? (Ответы детей поясняют, что Венеру еще называют утренней звездой, потому что она находится рядом с нашей планетой и ее можно ярко увидеть днем даже без телескопа).
Внезапно космическую музыку прерывает сигнал тревоги, и радист сообщает, что на Марсе разбился космический корабль. Им нужна наша помощь!
Командир корабля приказывает пилоту направить космический корабль на Марс. Дети приземляются на Марс и отправляются на поиски корабля. В гостиной дети находят разбитый корабль и двух космонавтов (еще одна группа детей). Бригада ремонтников отремонтирует корабль, а врачи и медсестры проверят здоровье космонавтов. В это время остальная часть экипажа готовит «космическую еду». Как только ремонтные работы будут завершены, мы все вместе пообедаем в ресторане Flute Nanny Tube. Каждый корабль отправляется по своему маршруту.
Навигатор объявляет: «Корабль летит к Плутону, самой маленькой и холодной планете!» На магнитной доске появится силуэт планеты.
Учитель связывается с космическим кораблем по радио:
Как поживает самолет? На какую планету вы летите? Что ты о ней знаешь?
Корабль остановится у Плутона. Дети представляют себе сильный мороз. Пока ученые берут образцы земного грунта, остальные ученые разминаются и выполняют согревающую гимнастику под руководством врачей и медсестер.
Все садятся на корабль и возвращаются на Землю. Звучит космическая музыка.
Дети пролетят над планетами Нептун, Сатурн и Юпитер. На вашем экране появится видеоролик об этих планетах посадка. Репортер встретится с детьми и возьмет интервью у участников полета.
- этап отражения. Репортеры задают рефлексивные вопросы: Как прошел полет? Какие планеты вам не удалось посетить? Почему на Плутоне так холодно?
Почему ты не полетел на солнце? Вы бы все равно полетели в космос?
Ко Дню космонавта журналисты вручают памятные значки всем членам экипажа.
4. Резюме. Воспитатели предлагают дошкольникам дидактическую игру «Сделаем модель Солнечной системы» (разместим планеты вокруг Солнца на магнитной доске). Дети вместе выполняют задание.
Воспитатель: Следующий полет посетит оставшиеся планеты. Вы согласны? игра закончена.