Данилова Елена Николаевна
учитель
Бользкова Анна Алексеевна
учитель
Тихонова Вероника Викторовна
старший преподаватель
МБДОУ ДС № 67 «Аист»
Старый Оскол Белгородской области.
Нравственно-патриотическое воспитание детей-инвалидов
«Историческое значение каждого русского
Измеряется его вкладом в Родину,
его человеческое достоинство
Сила его патриотизма»
Чернышевский
Патриотизм – социальная эмоция, характеризующаяся привязанностью к земле, народу и традициям Родины.
Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленная на воспитание у дошкольников чувства ответственности за Родину и их подготовку к защите Родины.
Патриотическое воспитание и гражданское воспитание молодого поколения всегда занимали важное место в общественном устройстве. В современном мире оно приобрело большую актуальность. Я хотел бы процитировать Президента Российской Федерации В.В. Путина: «Мы должны не только уверенно развиваться, но и сохранять свою национально-духовную идентичность, не терять свое национальное самосознание. Быть и оставаться русским — значит не только уважать и любить свою историю, но и важно уважать свою личность и служить обществу и стране».
Дошкольный период – наиболее благоприятный период для развития патриотизма и других качеств. Ведь дети в этом возрасте самые восприимчивые, эмоциональные и чуткие. Дошкольное образование – это процесс формирования личностных норм, благодаря которому воспитательная работа может быть более эффективной. В рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов целью патриотической воспитательной работы является создание условий для формирования основ патриотического сознания детей и возможности активной социализации детей, его всестороннее личностное, нравственное и познавательное развитие, а также развитие инициативных и творческих способностей на основе вида деятельности, соответствующего дошкольному возрасту.
Для детей с особыми потребностями контакт с внешним миром ограничен, что затрудняет их реинтеграцию в общество. В то же время этот процесс во многом зависит от норм, принятых социальной средой ребенка, и требований, которые эта среда к нему предъявляет. Именно эти нормы и требования являются залогом развития личности детей.
Дети с ограниченными возможностями здоровья с трудом усваивают новое, их представления о предметах, чувства и мотивации своих и чужих действий неточны и неполны, их познавательная активность снижена, речь и мышление нарушены.
Воспитывать дух патриотизма у детей с особыми состояниями здоровья. Эти дети имеют плохое состояние здоровья, низкий уровень психологического и физиологического развития, еще не сформированы эмоциональная воля, мотивационные сферы и развитые психологические функции, плохо понимают себя, окружающее. Мировая и социальная адаптация. Здесь много трудностей и необходимо создавать специальные условия обучения.
Этот аспект работы чрезвычайно труден для такого типа детей. Это связано с особенностями познания детей-инвалидов, а также с многоаспектностью и абстрактностью самого понятия «патриотизм».
Способность дошкольников с ограниченными возможностями усваивать новые знания и сохранять их в памяти заставляет их искать новые формы и варианты патриотического воспитания.
Этот вид работы имеет множество особенностей.
Прежде всего, вся патриотически-воспитательная деятельность регионального содержания должна быть основана на тесном взаимодействии с родителями обучающихся, родителями и детьми, а также всеми обучающимися в группе: задавать вопросы, выполнять творческую работу, проводить тестирование и развлечение, создавать среду для развития среда.
Во-вторых, материалы должны быть представлены от конкретного к общему (дома, улицы, города, республики, страны), от самого знакомого и знакомого детям с проблемами развития до самого отдаленного, словом, абстрактного.
В-третьих, предпосылкой всей работы является учет основного вида деятельности детей дошкольного возраста – игровой деятельности.
В-четвертых, мы должны создать условия для формирования навыков и умений в научно-исследовательской деятельности.
В-пятых, необходимо помнить, что для детей с ограниченными возможностями здоровья очень важно, чтобы результаты их труда были видимыми (видимыми и осязаемыми).
Успех патриотического воспитания детей-инвалидов во многом зависит от атмосферы в семье и семье родителей.
Любовь дошкольника к своей стране начинается с его отношений с близкими — отцом, матерью, дедушкой, бабушкой, а также с домом, улицей, на которой он живет, детским садом, городом. Изучение семейной истории вызывает у детей сильные эмоции, делает их сочувствующими и привлекает их внимание к прошлым воспоминаниям и их собственным историческим корням. Поэтому взаимодействие с родителями помогает развивать бережное отношение к традициям и поддерживать вертикальные семейные отношения.
Следует видеть, что патриотизм дошкольников формируется через эмоциональное восприятие окружающей действительности и восхищение городом и страной, в которых они живут. Это чувство не возникает само по себе. Они являются результатом систематического, целенаправленного воздействия на детей с течением времени. Воспитание происходит постоянно на уроках, мероприятиях, каникулах, во время игр и в повседневной жизни. Кроме того, очень важным содержанием нравственно-патриотического воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья является ознакомление с уникальностью истории, культуры, этноса, географии, природы и экологии города.
Еще одним важным условием патриотического воспитания детей-инвалидов является интеграция в трудовую деятельность. Понимание детьми работы взрослых помогает развить позитивное отношение к работе, уважение к людям разных профессий, желание помогать взрослым и работать самостоятельно. Как писал Жюль Верн: «…Тот, кто с детства знает, что труд — закон жизни, кто с детства понимает, что хлеб можно добыть только собственным потом, тот может добиться великих дел».
Подводя итог, можно сказать, что патриотическое воспитание помогает каждому ребенку-инвалиду осознать свою жизненную позицию, понять разные ценности, сформировать собственный взгляд на жизнь, понять прошлое и настоящее своей страны, своего города, своей семьи.