- На первой картинке ребятишки играют в жаркий летний день на песке. Тут же девочка, рядом с ней малыш.
- Вторая картинка рассказывает о том, как все мальчики, увидев бегущую к ним большую собаку, бросились врассыпную. На песке только малыш.
- На третьей картинке изображена девочка, кинувшаяся между собакой и малышом.
- На четвертой сюжетной картинке та же девочка плачет; собаку уводит мужчина; возвращаются разбежавшиеся в страхе мальчишки.
Содержание картинок достаточно простое, дети легко находят главное и смогут ответить на вопросы по содержанию, выполнить задания.
По усмотрению учителя работа с этой серией картинок может быть проведена в нескольких вариантах.
1. вариант.
Дети после рассматривания всех картинок располагают их в необходимой последовательности. По содержанию каждой составляются одно-два предложения, что в целом составит законченный рассказ.
2. вариант.
Дети получают только первую и вторую картинку. После того как они их рассмотрят и расскажут содержание, учитель предлагает придумать конец этому происшествию. Затем придуманные ими сюжеты с содержанием третьей картинки.
3. вариант.
Учитель сообщает, что серия картинок является иллюстрацией к главным эпизодам рассказа Н. Артюховой «Трусиха». Дети получают задание: подобрать в тексте соответствующие каждой картинке отрывки, озаглавить каждую картинку, по полученному таким образом материалу ученики пересказывают рассказ «Трусиха».
Независимо от избранного учителем варианта, работа начинается с рассматривания картинки и составления отдельных предложений или ответов на вопросы:
- Что изображено?
- Когда происходит действие?
- Где оно происходит?
- Кто участвует в этом?
- Как зовут детей (сами придумайте имена)
Все ответы должны подтверждаться объяснениями. (В жаркий летний день ребята играли в песочнице. Мы видим цветы на лугу; на головах у детей панамы — значит, жаркий летний день.)
После такого анализа по каждой сюжетной картинке составляется связный рассказ.
Ключевые слова: строили крепость; варили обед для кукол; с цепи сорвался; бросились врассыпную; на четвереньках далеко не уйдешь; грозный враг; заслонила собой; огромный, злющий; оскаленная, клыкастая пасть; медленно выползали из убежищ; плакала навзрыд.
Рассказ «Трусиха»
Валя была трусиха. Она боялась мышей, лягушек, быков, гусениц. Её так и звали — трусиха.
Один раз ребята играли на улице, на большой куче песка. Мальчики строили крепость, а Валя и её младший братишка Андрюша варили обед для кукол. Валю в войну играть не принимали — ведь она была трусихой, а Андрюша для войны не годился, потому что умел ходить только на четвереньках. Вдруг со стороны колхозного сарая послышались крики:
— Лохмач с цепи сорвался!.. К нам бежит!
Все обернулись.
— Лохмач! Лохмач!.. Берегитесь, ребята!..
Ребята бросились врассыпную. Валя вбежала в сад и захлопнула за собой калитку.
На куче песка остался только маленький Андрюша: на четвереньках ведь не уйдёшь далеко. Он лежал в песочной крепости и ревел от страха, а грозный враг шёл на приступ.
Валя взвизгнула, побежала из калитки, схватила в одну руку совок, а в другую — кукольную сковородку и, заслоняя собой Андрюшу, стала у ворот крепости.
Огромный злющий пёс нёсся через лужайку прямо на неё. Он казался коротким и очень широким. Вот уже совсем близко его оскаленная, клыкастая пасть. Валя бросила в него сковородку, потом совок и крикнула изо всех сил:
— Пошёл вон!
— Фьють! Фьють, Лохмач! Сюда! — Это сторож бежал через улицу наперерез Лохмачу.
Услышав знакомый голос, Лохмач остановился и вильнул хвостом. Сторож взял его за ошейник и увёл. На улице стало тихо. Ребята медленно выползали из своих убежищ: один спускался с забора, другой вылезал из канавы… Все подошли к песочной крепости. Андрюша сидел и уже улыбался, вытирая глаза грязными кулачонками.
Зато Валя плакала навзрыд.
— Ты что? — спросили ребята. — Лохмач тебя укусил?
— Нет, — отвечала она, — он не укусил… Просто я очень испугалась.