Ехали в автобусе после школы две девочки Людочка и Маринка, в ранцах у них были книжки.
Устали после занятий, присели на кресла, над которыми висела надпись «места для детей».
На остановке в транспорт зашла старушка, ей было тяжело подниматься по ступенькам, но ей сразу помогли, взяв ее под руки.
Водитель посмотрев, что все посетители зашли, тронул автобус. Бабушка смотрела по сторонам, искала место, чтобы присесть, и шагнула к девочкам. Девочка Люда, увидев идущую бабушку к ним, вскочила и сказала: «Вы что не видите, что это места для детей?»
Марина покачала головой и сказала: «Простите бабушка, присаживайтесь, она не совсем понимает, о чем говорит.»
Бабушка села и сказала девочкам: «У вас еще все впереди — еще выучитесь!»
Девчонки выбежали на своей остановке и принялись спорить, кто из них прав.
Люда сказала подружке: «Ты наверное в школе плохо учишься — там же написано: для детей». А Марина ей отвечает: «Это ты не помнишь, о чем нам учительница рассказывала на уроках, что старших нужно уважать, а тем более престарелых, и неважно, что написано. Мы должны им уступать в любом месте, а также помогать во всем.»
Посмотрите сюжетные картинки
Задайте вопрос детям: кто из девочек прав.
- Первая картинка. Салон автобуса. На передней скамейке сидят: старушка, женщина с ребенком, дедушка, маленький мальчик. Спиной к нам — две девочки, они оживленно разговаривают. В автобус входит пожилая женщина.
- Вторая картинка. Тот же салон. Пожилая женщина с сумкой в руках остановилась возле девочек. Девочка, сидящая ближе, отвернулась, делая вид, что не замечает женщину.
- Третья картинка. Действие в том же автобусе. Девочка уступила место пожилой женщине. Ее подруга (та, что отвернулась) от стыда опустила голову.
По этой серии сюжетных картинок работу нужно строить так:
- Детям для ознакомления предлагается первая картинка. По картинке устанавливается, где происходит действие, о ком пойдет речь.
- Затем дети, рассмотрев вторую картинку, выясняют, что произошло: кто вошел в автобус, как повели себя девочки.
- Третью картинку временно не выдавайте детям. Им предложите задание: словесно нарисовать третью картинку, т.е. ответить на вопрос, как нужно вести себя в подобных случаях.
- После ответа выдайте третью картинку. В работе с последней основное внимание обращайте на неправильный поступок девочки, не уступающей место пожилому человеку; выясняется, что она при этом испытывала (ей стыдно, неловко).
Работу над сюжетными картинками рекомендуется закончить беседой, которая подводит детей к выводу о необходимости быть внимательными, вежливыми со старшими.