Все родители желают, чтобы их малыш как можно раньше научился правильно выговаривать все звуки речи. Но это не всегда происходит своевременно и легко. Звук Р относится к тем звукам, появление которых может затянуться во времени и характеризоваться определенными трудностями.
Когда же должен появиться звук Р
Многие мамы и папы сетуют на то, что их малыш, будучи в возрасте, например, двух лет, выговаривал звук Р, а потом перестал. Скорее всего, это было подобие данного звука. Хочется отметить, что звук Р может появляться значительно позже, чем все остальные звуки. Правда, этот период не должен затянуться до 6 – 7 лет жизни вашего ребенка. Потом вызвать этот звук или исправить его неправильное произношение будет сложнее.
Рекомендации для постановки звука Р
Чтобы научить ребенка правильно произносить звук Р, нужно подготовить к этому процессу его органы артикуляции. Для начала следует выработать умение делать язык широким. Этому способствует упражнение «Накажем непослушный язычок», выполнение которого состоит в следующем: высунуть широкий язык, расположить его на нижней губе и пошлепать по нем верней губой.
Как только малыш научится расслаблять язык, следует перейти к формированию умения поднимать широкий язык вверх и располагать его на верхней губе. При этом следует обратить внимание ребенка на то, что в этом процессе нельзя помогать нижней челюстью. Работать должны только мышцы языка.
Следующий шаг – научить ребенка располагать язык за верхними зубами, сохраняя его в широком состоянии. Можно выполнять попеременное высовывание языка и расположение его на верхней губе, а затем размещение за верхними зубами.
Когда у ребенка будет выработано умение задерживать расслабленный широкий язык за зубами, можно предложить переместить его чуть дальше – к альвеолам и совершить сильный выдох. Должно получиться подобие рокотания. Таким образом, формируется правильное положение органов артикуляции, которое необходимо для собственной постановки звука Р.
После того как у малыша появится правильная артикуляция, предложите ему произнести быстро длинный ряд д-д-д-д-д. Рот при этом должен быть приоткрыт, а широкий язык ударяться за верхними зубами у альвеол. Чтобы ребенку было легче себя контролировать, следует выполнять упражнение перед зеркалом. Кроме этого целесообразно взять полоску бумаги. При правильном выполнении данного задания бумажная полоска будет колебаться на каждый удар языка.
Если малыш умеет быстро выполнять упражнение, описанное выше, можно перейти к механической постановке звука Р при помощи как специального шарикового зонда, так и подручных средств – пустышки, наполненные ватой, ватных палочек, указательного пальца самого ребенка или взрослого. Упражнение носит название «Заведем мотор». Предложите ребенку, чтобы он длительно произнес звук Д. В этот момент подложите специальные средства, например, пустышку, под кончик языка малыша и совершите частные колебательные движения из одной стороны в другую сторону. В ответ должен появиться рокот, характерный для произнесения звука Р.
Следите за тем, чтобы язык ребенка был широким и напряженным. Если это условие не будет соблюдено – дрожания не получится.
Для появления звука Р могут понадобиться не только дни, но и месяцы. Наберитесь терпения, так как любая поспешность может привести к искаженному произнесению данного звука, например, горловому произнесению, которое очень сложно исправить.
Я в детстве не выговаривала Л и Р. Ходила к логопеду, начала говорить Л, а Р так и не начала до сих, хотя иногда она сама получается и перед мягкими гласными получается выговорить. Я сейчас голландский язык учу, тут Р совсем другая, когда сказала преподавателю, что не выговариваю, она очень удивилась, оказывается для голландского языка моя Р самая хорошая )))
Исправить дефект звука Р можно, если у вас нет отклонений в строении речевого аппарата. Вялость или слабость языка, неправильный или слабый выдох, короткая уздечка и другое — это причины дефекта звука Р. Нужно набратся терепения, т.к. работа займет длительное время.
Здравствуйте ! Расскажите, пожалуйста, почему маленький ребёнок рычит легко и давно, а в словах звука нет. Я сама совсем маленькой рычать любила чётко и долго. У сына самый первый отчётливый звук был р. Причем, у него тоже в словах его сначала не было, потом появился сам собой — не ставили. Сейчас у дочки звук р отличный, но в словах нет. Её 3 года. Чем это объяснить ? Это интересно.
Чтобы перейти к произношению открытых слогов и слов, ребенку важно уметь контролировать на основании мускульных ощущений положения кончика языка и своебразное звучание. После выработки такого умения ребенок перейдет к произношению открытых слогов и слов.
У вашей дочери это произойдет после того как она начнет контролировать это положение. У вашего сына так же было, на подсознании.. а когда выработалось и он стал удерживать кончик языка возле альвеол и создавать с ним щель, а так же контролировать это положение на основании мускульных ощущений, он и начал произносить слова и слоги.
Вспоминаю упражнение, которое мы делали со старшей дочкой. Его нам посоветовала логопед в ее гимназии.
Мизинец поставить под язык и быстро,дергая его вправо-влево, но не вынимая изо рта, пропеть звук Д. Получался звук Р. Позднее подбирали слова, чтобы звук Р стоял в начале слова, в середине и в конце.
Особых проблем со звуком Р не было, но мы делали упражнения на многие звуки. А основной сложный звук для нас был Л.