Все чаще детям, побывавшим на приеме у врача-невролога, ставят ЗРР (задержка речевого развития). Многие родители, столкнувшись с данным диагнозом, впадают в панику и придумывают множество историй, якобы объясняющих причины задержки. Большинство из этих историй являются всего лишь мифами. Рассмотрим основные из них.
1 миф. Всему свое время, каждый ребенок индивидуален
Действительно, все дети разные. Одни начинают раньше ходить, другие говорить и т. п. Но если вы видите, что ваш малыш отстает от сверстников в физическом или психическом развитии (в данном случае мы говорим о речевом) на значительном уровне, то следует не затягивать с этим. Чем раньше родители предпримут меры, тем больше шансов на скорейшую коррекцию. Симптомами, требующими внимания, являются:
- отсутствие эмоционального контакта с родителями до 5 месяцев;
- отсутствие простых слов (например, мама, баба, папа, дай и т.п.) у полуторагодовалого ребенка;
- неумение ребенка составить простейшую фразу в два с половиной года.
2 миф. Занятия с логопедом не нужны, речь появится и так
Когда малыш не разговаривает долгое время, значит, он испытывает трудности для этого и ему нужно помочь. Логопедические занятия хорошо помогают развить речь малыша.
3 миф. Речевые проблемы у ребенка пройдут, когда он пойдет в детский сад
Часто бывают случаи, когда дети начинают говорить после посещения детского сада. Общение со сверстниками помогает малышу разговориться. Но, к сожалению, это не всегда помогает и на ребятишек действует по-разному. Кто-то, наоборот, замыкается в себе, испытывая стресс от новой обстановки и нового коллектива. В случае с задержкой речи может помочь специализированный речевой детский сад.
4 миф. Речевые проблемы помогут устранить пальчиковые игры и развитие мелкой моторики
Конечно, мелкая моторика связана с речевыми центрами, но чудес она не принесет. В случае с длительной речевой задержкой одни только пальчиковые игры не помогут.
5 миф. Диагноз ЗРР, так как речь развивается не по норме
Следует помнить, что данный диагноз может быть поставлен только после обследования нескольких врачей — невролога, психолога и логопеда. Ставить ЗРР только из-за несоответствия речи малыша нормам нельзя.
В любом случае, в каком возрасте обращаться к врачу, решают родители.
Мы недавно водили сына к логопеду, действительно главное вовремя привести, нам было достаточно нескольких занятий, чтобы она запустила процесс и дальше ребенок стал сам говорить правильно
Прекрасная статья! Спасибо автору!
А Нине Недилко хочется ответить, что позднее речевое развитие не индивидуальная особенность, хотя бывает и такое, что очень часто речь в таких случаях качественно и количественно отличается от нормы. И для грамотного специалиста не составить большого труда определить несоответствие. И еще один момент, речь — это психическая функция, по этому не стоит полностью вычеркивать речевое развитие из психического.
Не могу согласиться с утверждением, что если ребенок отстает в речевом развитии, то это психическое отклонение. Моя сестра до трех лет не разговаривала -абсолютно. Но в то время далеко не все знали о существовании логопедов. Правда, к врачам водили, но те говорили, что все в порядке. Никаких иных отклонений не было выявлено. Думали, что так и останется немой. А в 3 года она заговорила, и причем заговорила нормально — не шепелявила, не коверкала слова и т.п. Общением ребенок не был обделен до этого момента: говорили с ней, читали книги. Так что ситуации все равно бывают разные и хотя вы, наверное, не согласны, но каждый ребенок индивидуален, и развивается соответственно своей индивидуальности.
Мы когда проходили комиссию к садику, тоже проходили логопеда. Скрывать не буду, проблемы с речью у ребенка были. Но я видела, что моя дочка так плохо говорит из-за нехватки общения с коллективом, с другими детьми. Хотя мы и гуляем на площадках и общаемся со всеми. Логопед говорила, что у нас большие проблемы для нашего возраста (дочке было 3г.9м.). Но на всякий случай отправила нас на консультацию к детскому психологу. С психологом дочка так разговорилась))), что та не поставила нам никакого диагноза. Сказала, что девочка заговорит хорошо как только пойдет в садик. Так и получилось. Теперь моя дочка болтает без умолку и учит говорить своего братика. С ее помощью ее братик уже болтает тоже во всю. Правда еще не все так четко, как хотелось бы, но для его возраста, я считаю, очень даже хорошо.