Внимание – это психическое состояние, без которого невозможно совершить целенаправленные действия: собрать пирамидку, прочитать книжку и т.д. Чем внимательнее ребенок, тем быстрее он начинает осваивать окружающий мир вещей и объектов. Естественно это сказывается на всестороннем развитии малыша. Благодаря динамичному становлению свойств внимания (концентрации, объема, переключения, слежения и др.) у ребенка формируются четкие и точные представления и понятия, происходит развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, сравнения и т.д.), качественное овладение речью. В нашей статье мы познакомим вас с игровыми упражнениями и заданиями, которые способствуют развитию свойств внимания и развитию речи.
Как отмечается в многочисленных психолого-педагогических исследованиях, внимание детей дошкольного возраста отмечается кратковременностью и непроизвольностью. Малышей привлекают новые и яркие объекты, неожиданные события. Со временем внимание детей все же становится произвольным. Однако зачастую мы встречаем детей, которые не могут посидеть на месте и минуты. А уж если им нужно выполнить какое-то задание, например, поиграть с язычком, выполнить ряд речевых упражнений… Да, трудности есть, будем стараться их преодолевать вместе.
Игровые упражнения на развитие внимания и развития речи
Игра «Летают – не летают». Взрослый называет разные слова. Если он называет объект, который летает, ребенок придумывает звуки и их сочетания, которыми будет сопровождать свой «полет». Например, самолет – «У-У-У». Если взрослый называет нелетающий объект, ребенку следует придумать летающий объект на первую букву, с которой начиналось заявленное слово. Например, палка – птица – «пи-пи».
Игра «Чего не стало?». Взрослый выставляет перед ребенком разные предметы. Это могут быть игрушки, посуда, овощи, фрукты и т.д. Чем младше по возрасту ребенок, тем количество выставленных предметов будет меньше. Начинать следует с трех предметов. Например, мишка, машина, шар. Ребенок называет игрушки. После чего взрослый закрывает их ширмой и убирает одну из игрушек. Расстояние между оставшимися предметами нивелируется. Ребенку необходимо вспомнить, какой игрушки нет и где она стояла.
Игра «Назови лишнее». Для выполнения этого игрового задания вам понадобится набор предметных картинок, на которых изображены овощи, фрукты, игрушки, одежда, мебель и т.д. Перед ребенком выкладывается первая группа картинок (4 шт.). При этом три из картинок относятся к одной лексической теме, а одна – лишняя. Например, тарелка, блюдце, кастрюля, стол. Ребенку предлагается назвать предметы, изображенные на картинке, и определить, какой из них лишний.
Игра «Угадай по описанию». Покажите ребенку «чудесный мешочек», в который сложите различные предметы, например, апельсин, огурец, куклу и т.д. После чего предложите ему поиграть. Ребенку нужно по вашему словесному описанию угадать, что находится в мешочке. Например, круглый, оранжевый, кисло-сладкий – апельсин. Как только ребенок угадает загаданный предмет, его необходимо достать из мешочка и еще раз описать. Это уже следует делать самому ребенку.
Не забывайте постоянно стимулировать речевую активность малыша!