Развитие связной речи ребенка – дошкольника

Развитие связной речи ребенка - дошкольникаС какой радостью мы встречаем появление первых слов малыша. Мы ждем с нетерпением того момента, когда их станет все больше и больше. Вот и первые несложные предложения. Ребенок растет, а, следовательно, должны появиться в его речи сложные распространенные фразы. Вместе с этим малыш все еще продолжает использовать наполненную простыми фразами разговорную речь, например, ну, давай, хватит, вот и все, ладно и др.

Ему как воздуха, не хватает новых слов и выражений. Как же научить ребенка связно и логично описывать предметы, окружающую обстановку, рассказывать о впечатлениях и переживаниях? Об этом мы и поговорим в нашей статье.

Что же такое связная (или монологическая) речь

Связная речь – это использование полных распространенных предложений, которые связаны определенной темой или сюжетом. Основным периодом для ее становления является школьный возраст, когда детей учат рассуждать, размышлять, делать умозаключения и т.д. Однако чтобы данный процесс был динамичным и эффективным в школе, следует готовить ребенка уже с дошкольного возраста.

Условия, способствующие овладению связной речью

Главное условие – это ежедневное общение ребенка со взрослыми и детьми между собой.

Еще одним важным условием является создание специальных ситуаций, проведение развивающих занятий по развитию речи с ребенком как дома, так и на улице.

Эти условия зачастую не соблюдается, так как молодые мамочки проводят много времени в социальных сетях, занимаются собой, а иногда и попросту ленятся позаниматься с малышом. Где же тут будет общение, и про какое речевое развитие ребенка может идти речь? Такой подход родителей к воспитанию своего чада ни к чему хорошему не приведет. Как же построить свои взаимоотношения с ребенком, чтобы они носили развивающий характер? Да очень просто.

Что способствует развитию связной речи ребенка

Одним их эффективных средств по развитию связной речи малыша является проведение во всех видах его деятельности (игровой, изобразительной, трудовой и др.), бесед. Тематика бесед может быть следующая: «Новогодний праздник», «День рождения», «Зимние забавы», «Сезонные изменения в природе», «Кто живет в лесу?», «Мои любимы игрушки» и др. Необязательно планировать беседу с ребенком заранее. Лучше всего разговаривать с малышом на те темы, которые для него важны именно в данный момент. Например, малыш играет со своей любимой игрушкой. Вот тут-то можно и поговорить про эту игрушку: описать ее внешний вид, рассказать о том, как ее можно использовать, что с ней можно делать и т.д. Если малыш затрудняется отвечать на ваши вопросы, следует оказать ему помощь: задавать наводящие вопросы, подсказывать нужное слово, вводить в речь ребенка новые слова и обороты.

Кроме бесед в качестве эффективного средства по развитию связной речи могут выступать диалоги. В диалогичной форме могут обсуждаться самые разнообразные темы, например, «Моя семья», «У врача», «В магазине», «В парке» и др. Следует побуждать малыша не только отвечать на ваши вопросы, но и самому их задавать. Поверьте, это очень трудно. Чтобы облегчить данный процесс, можно использовать сюжетно-ролевые игры, в которых ребенок и вы будете брать на себя роли разных людей или животных и, естественно, сопровождать их разного рода репликами.

Для развития связной речи особое значение приобретает чтение вместе с ребенком сказок и других литературных произведений, доступных его возрасту. Именно здесь вы, во-первых, сможете дать образцы связной речи, а, во-вторых, эффективно отработаете их в процессе диалога о прочитанном. Так, раскрывая содержание сказки или рассказа, вам стоит обязательно выделять для анализа те высказывания, которыми обмениваются герои, например: Кто сказал? О чем спросил? Что ответил? и др. После чего можно попросить малыша рассказать о том, что он узнал из этого произведения.

Кроме представленных видов работ продуктивными являются такие задания, как описание предметов, входящих в различные тематические группы (овощи, фрукты, инструменты, посуда, одежда и др.), составление рассказов по сюжетной картине (целостный сюжет) и серии картинок (постепенное разворачивание сюжета), по просмотренному мультфильму или фильму и т.д.

Таким образом, чтобы речь ребенка была связной, логичной и правильной, нужно с ним ежедневно заниматься. Это должно происходить естественно, без лишнего принуждения, приносить удовольствие как малышу, так и вам.


На ту же тему

logo3

Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной.

Как прекрасно слышать Звук:

Шум дождя и сердца стук.

Андрей Усачев

 Свежие комментарии
Свежие записи
Логопатики © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх