В настоящее время появилось много «специалистов» в области логопедии. Да, несомненно, это достаточно «вкусная» тематика. Правда, не каждый человек может дать качественный совет в этой области. Однако, читая современную литературу или знакомясь с информацией на страницах различных сайтов (ни в коем разе мы не говорим про специализированные сайты), удивляешься, как люди, которые совершенно далеки от дефектологии, могут давать, на их взгляд, ценные советы.
Интересно, что было бы, если бы мы – дефектологи и логопеды, учили бы врачей лечить, полицейских расследовать преступления и т.д. Да ничего хорошего!
Мы не зря затеяли этот разговор. В нашей статье мы хотим познакомить родителей с некоторыми игровыми упражнениями и заданиями, которые на самом деле смогут оказать положительное влияние на речевое развитие их чада.
Речевые игровые упражнения для детей старшего дошкольного возраста
Игра «Звуковая мозаика»
Цель игры – закрепление в активной речи ребенка изучаемого звука, развитие умения осуществлять звуко-буквенный анализ слов.
Приведем содержание игры на примере автоматизации звука С в словах во всех позициях (в начале, конце и середине слова). Для того чтобы малышу было интересно, можно привлекать в игру старших братьев и сестер, других ребят и взрослых. Кроме этого, целесообразно использовать какой-либо игровой предмет, например, мяч. Его можно передавать по цепочке или бросать в разном направлении тем людям, которым переходит в игре ход. Это создаст эффект неожиданности и повысит познавательный интерес. Перед тем как начать игру, следует рассказать ее участникам о правилах. Они таковы: первый человек называет слово со звуком С, например, самолет. Следующий человек, которому попадет мяч, должен придумать слово на последний звук предыдущего слова. Но, тут- то вся трудность! Новое слово должно включать также и закрепляемый звук С. Вот цепочка примерных слов: самолет – тоска – абрикос – сок – коса и т.д.
Игра «Придумай словечко»
Цель игры – закрепление в активной речи ребенка изучаемого звука, развитие умения синтезировать слова.
В качестве примера приведем игру для автоматизации звука С. Первый вариант игры. Вы называете первый слог, который содержит звук С. Ребенку следует дополнить этот слог до слова. Например, вы произносите слог СА. А малыш додумывает новые слова типа САША, САНИ, САРАФАН, КОСА и др. Второй вариант. Вы сообщаете ребенку слоги без звука С. Малышу же нужно придумать слово с данным слогом, но в нем должен быть обязательно звук С. К примеру, вы произносите слог РО. Ребенок может придумать слова типа РОСА, СОРОКА и др.
Игра «Перевертыши»
Цель игры – закрепление в активной речи ребенка изучаемого звука, развитие умения осуществлять звуко-буквенный анализ и синтез слов.
Приведем пример автоматизации все того же звука С. Начать игру можно с удивительного рассказа о том, что в стране Азбукиведии злая волшебница запутала все слова. Конечно же, только малыш может помочь жителям этой страны их «расколдовать». Ребенку предлагаются слова, разные по слоговому составу и различному положению в них звука С, например, «супода» (посуда), «окс» (сок), «сако» (коса). Малышу нужно отгадать «заколдованные» слова. Если ребенок затрудняется, можно назвать первый звук или первый слог.
Представленные речевые игры могут стать любимым занятием вашего малыша. Играйте и развивайте речь.