Волкова Наталья Георгиевна
Чуплина Светлана Алексеевна
педагог
Сафонова Лина Викторовна
учитель-логопед
МБДОУ ДС № 41 «Семицветик»
Старый Оскол
Данный материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Построение партнерства семьи и дошкольных учреждений: методы, приемы и приемы эффективного взаимодействия»
Раздел 9. – Секреты успешного сотрудничества с родителями
Название – Работа с родителями детей-инвалидов в дошкольных учреждениях
Роль педагога в судьбе ребенка-инвалида заключается, прежде всего, в сотрудничестве с родителями. Что означает работа с родителями Сотрудничество, инклюзивность, участие, обучение, партнерство – эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействия. «Только в сотрудничестве с родителями и общими усилиями педагоги могут дать детям большее человеческое счастье» (В. А. Скомлинский). Миссия дошкольного учреждения — «поставить лицо» семьям, предоставить образовательную помощь и привести семьи к союзникам в отношении общего подхода к воспитанию детей. Необходимо, чтобы детские сады и семьи открылись друг другу и помогли раскрыть способности и потенциал ребенка. При взаимодействии с родителями стоит дифференцированно подходить к каждой семье, учитывая социальный статус и микроклимат семьи, потребности родителей и степень их заинтересованности в воспитании детей.
Цель педагога – создать единое пространство для развития ребенка дома и в дошкольном учреждении, вовлечь родителей в полноценный образовательный процесс.
Основная цель работы педагога с семьями детей-инвалидов – помочь семьям справиться с непростыми задачами воспитания ребенка-инвалида, способствовать их интеграции в общество, помочь им полностью раскрыть свой потенциал. Учителя выступают посредниками между детьми и взрослыми, детьми и их окружением, а также выступают в роли инструкторов, непосредственно общающихся с детьми и их окружением. Задача педагога – определить, в какой степени такие семьи понимают и участвуют в политике, проводимой дошкольными учреждениями в отношении воспитания своих детей.
Учителя работают с экспертами над разработкой плана совместных родительских мероприятий учителей и учеников каждый год. Мероприятия призваны отвечать задачам дошкольных учреждений, интересам и потребностям родителей, помочь детям с диагнозом умственная отсталость освоить учебную программу старших и подготовительных групп и подготовиться к школьному обучению
Основные принципы организации работы родителей и педагогов детей с ограниченными возможностями:
1) Принимать учеников с ограниченными возможностями «как и любого другого ребенка в детский сад»;
2) Включайте их в один вид деятельности и ставьте разные задачи,
3) Используйте формы группового участия – игры, совместные проекты, конкурсы, викторины, игры, праздники и т.п
Традиционные родительские собрания, проходящие в форме лекций и докладов, уже не находят отклика у родителей и не дают желаемых результатов. Сегодня все большее значение приобретает идея о том, что традиционные формы сотрудничества с родителями недостаточны и что необходимо родительско-ориентированное образование для развития функциональной грамотности и умения полноценно сотрудничать с педагогами в образовательных учреждениях, признаваемое как родителями, специалистами, так и учителями. ,психолог.
Перед педагогами стоит задача, как организовать взаимодействие семьи и детского сада так, чтобы непростая задача воспитания стала общей задачей педагогов и родителей. Чем привлечь современных отцов и матерей, столь занятых и далеких от теории образования? Как настоять на необходимости участия в жизни ребенка в детском саду? Как создать условия, при которых родители смогут сотрудничать с детскими садами и будут охотно ходить на родительские собрания? Как создать интерес к детскому саду, чтобы посещение было полезным и для детского сада, и для детей? Эти вопросы педагогики можно отнести к разряду «вечных». Это постоянная «головная боль» учителей. В связи с этим перед педагогами стоит важная задача сделать родителей соучастниками всего образовательного процесса.
Прежде всего, при проведении родительских собраний необходимо разнообразие формата. Для организации интересных встреч для родителей можно использовать видеоматериалы, фотоотчеты «День группы», «Как провести осень, зиму и т д.», «Наши успехи и достижения», фотоальбомы, фотогазеты соответствующие теме мероприятия, подготовка детских высказываний по теме конференции, выставка детских работ, выставка разработок (игры, пособия, папки со слайдами и т.п.). Еще лучше покажите открытые мероприятия, в которых участвуют дети. Родителям очень интересно наблюдать за детьми в детской группе и их взаимоотношениями. После таких интервью родители будут активно общаться с педагогами и прислушиваться к их советам, и как следствие, больше доверять дошкольному учреждению.
Зоны досуга совместно с родителями оказались наиболее привлекательными, востребованными и удобными, но наиболее сложными в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: Вы можете увидеть детские проблемы и трудности в отношениях изнутри. Тестируйте разные подходы. Посмотрите, как это делают другие, и приобретите опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и со всем родительским сообществом.
В дошкольных учреждениях и дома, помимо традиционных форм работы, активно используются инновационные формы и методы.
Семейное образованиеОдной из основных образовательных инициатив являются родительские собрания. Я говорю о том, что учителя отошли от устаревшего метода обучения – проведения конференций. Используются приемы, активизирующие внимание уставших родителей, облегчающие запоминание сути разговора и создающие особую атмосферу дружеской беседы. В теплой и домашней атмосфере проводятся родительские собрания в нетрадиционном для детей и их родителей формате.
Учителя должны мотивировать родителей вовлекать своих детей и вместе участвовать в таких мероприятиях. Это объединяет людей и создает не только пользу, но и радость от общения. Педагоги организуют выставки и галереи творческих работ детей с ограниченными возможностями «Я такой как все…», «Письмо ветеранам», «Напишем письмо другу!» Могут проводиться мероприятия. Или примите участие в конкурсе детских рисунков «Всегда будь мамой» и разместите его на сайте своего детского сада. Учителя должны организовывать совместные интернет-проекты для детей в своих группах и детей с ограниченными возможностями. Например, участие в проекте «Мир глазами детей». Учащиеся с ограниченными возможностями и дети без инвалидности объединяются в пары и фотографируют друг друга, своих друзей, свой детский сад и свой город. Современные интернет-технологии помогли учителям, чтобы все дети с ограниченными возможностями не только получали качественное образование, но и адаптировались к своей социальной среде, общаясь с друзьями через Skype. Родители детей с ограниченными возможностями также могут использовать плоды цивилизации для общения с родительским сообществом и специалистами специального образования.
Мастер-классы стали новой, востребованной и интересной формой сотрудничества. Проводятся мастер-классы, помогающие родителям организовать досуг детей дома. Например, «Нетрадиционные приемы рисования», «Подвижные игры в системе коррекционной работы», «Лучший помощник в занятиях с детьми дома – игры» и т д».
В результате многогранной совместной деятельности появляются положительные коммуникативные эмоции, родители становятся более общительными, раскрепощенными, уверенными в положительном опыте собственного воспитания, готовыми поделиться своими навыками.
В детских садах регулярно проводятся совместные выставки поделок и рисунков детей и их родителей. Мы хотели бы выразить нашу благодарность и поддержку всем семьям, которые будут участвовать.
Эти экспонаты дают возможность родителям и детям планировать совместную деятельность. В результате у детей развивается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким и уважение к труду. Формируются семейные традиции, которые являются залогом счастливой и дружной семьи.
Также стало традицией проводить каникулы в детском саду. Очень теплой традицией стали ежегодные мероприятия, посвященные Дню матери, 8 марта и Масленице».
В образовательной практике используются различные виды визуализации. Родители получают необходимую информацию о вопросах воспитания и обучения детей через наглядные информационные материалы, такие как экраны, стенды, папки со слайдами и т.п.
Есть также группы, которые поддерживают связь, делятся новостями с родителями и публикуют фотографии с отдыха. Пожалуйста, оставьте отзыв или комментарий.
Воспитатели смотрят на каждого ребенка ласковым взглядом. Они стараются, прежде всего, выявить положительные особенности в развитии каждого ребенка, создать условия для их проявления и привлечь внимание родителей.
Взаимодействие между родителями и опекунами редко происходит сразу. Это длительный процесс, долгая и кропотливая работа, требующая терпеливого и неуклонного следования выбранной цели и постоянного поиска новых способов работы с родителями.
Сотрудничество педагога и семьи означает совместное определение целей деятельности, совместное планирование дальнейшей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности согласно способностям каждого участника, совместный контроль и оценку результатов работы, прогнозирование. Новые цели и задачи.
Не останавливайтесь на достигнутом, продолжайте искать новые способы работы с родителями. Ведь у нас общая цель: воспитать будущих творцов жизни. Человек — это мир, который он создает вокруг себя. Я хочу верить, что когда наши дети вырастут, они будут любить и защищать тех, кого любят.
В результате предпринятых усилий стали использоваться различные формы и методы общения с родителями, повысилась их психолого-педагогическая грамотность. Повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.
Все участники образовательного процесса учатся ценить возможности, доступные детям с ограниченными возможностями, несмотря на их инвалидность.
Поэтому необходимы индивидуальные, групповые и коллективные усилия родителей детей-инвалидов для налаживания взаимодействия детского сада и дома и повышения эффективности процесса воспитания детей-инвалидов дома и детского сада.
И в заключение хотелось бы отметить, что все формы работы с родителями, проходящие в группах, помогают создать атмосферу доверия и сотрудничества внутри коллектива взрослых, окружающего ребенка.
литература
- Эдакова И.Б. Проектирование основных общеобразовательных программ в дошкольных образовательных учреждениях /И.Б. Эдакова [Другое] — М.: Скрипториум 2003, 2012.
- Систематическое пособие/под ред. В. А. Деркунской. – СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 224 с.(Методический комплекс программы «Детство».)
- Лыкова И.А. «Цветные пальмы» Программа художественного образования, обучения и развития детей от 2 до 7 лет. – М. Цветной мир, 2011.
- Кондратьева Н. В. Современные усилия родителей по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой / Н. В. Кондратьева.- Текст: Непосредственно // Молодые ученые.- 2017 – № 46 (180). – С. 291-293. – URL: https://moluch ru/архив/180/46525
- Пермякова Т.А. Литературная викторина для детей и родителей/Т.А.Пермякова-(Методика и практика)//Дети в детском саду. -2009.-№3.-с.26-29
- Тимофеева, И. Родителям о детском чтении: Главы книги / И. Тимофеев // Читатель.- 2011. — № 3. — С. 216. (вкл.) — во вкладке «Советы взрослым» Статья — Продолжение . Старт: №9, 2010 г
- Кашкаров, АП. Личностные интересы детей как фактор приобщения к чтению/А.П. Кашкаров // Вестник детской литературы.-2010.-№4-с.12