Учимся выговаривать звук Л

Очень часто мы можем встретить нарушение произношения звука Л, которое носит название ламбдацизм. Так, вместо слова «лопата», мы можем услышать разные звукосочетания, например, «ропата», «увапата» и т.д. Если так говорит малыш трех лет, это может даже кого-то умилять. Но когда так продолжает говорить взрослый человек, это, скорее всего, вызывает насмешку со стороны окружающих.

Чтобы не довести до такого плачевного состояния, нужно своевременно обратиться к логопеду. И это следует сделать как можно раньше.

Бывают случаи, когда логопеды считают, что можно исправить неправильное произношение звука Л в старшем дошкольном возрасте или даже в младшем школьном. Поверьте, эти специалисты неправы. Ведь от того, насколько качественно говорит ребенок, зависит овладение им звукобуквенным анализом слов, письмом и чтением. Да и вообще становление его как успешного человека.

Если вы не желаете ждать, когда же логопед все-таки окажет квалифицированную помощь вашему ребенку, можете сами попробовать это сделать.

Каким должно быть положение органов артикуляции для правильного произношения звука Л

  • положение губ изменяется и зависит от идущих за звуком Л гласных звуков;
  • верхние и нижние зубы должны находиться на небольшом расстоянии друг от друга;
  • достаточно напряженный кончик языка должен упираться в верхние зубы или десны;
  • края языка (именно боковые) не должны примыкать к верхним коренным зубам с целью оставления проходов для выдыхаемого воздуха;
  • корень языка поднят;
  • мягкое нёбо должно быть приподнято так, чтобы закрыть проход в полость носа;
  • голосовые связки  вибрируют.

Наиболее распространенные ошибки при произношении звука Л

— язык оттянут в глубь рта, слышится звук Ы, например, «ыожка» вместо «ложка»;

— неправильная позиция губ, слышится звукосочетание «ува», например, «пашува» вместо «пошла».

— замена звука Л на звук Р, например, «рыжи» вместо «лыжи»;

— форсированный выдох, вследствие чего слышится звук, подобный на звук Ф (при участии щек) или звук Н (воздух идет через нос).

Готовим речевой аппарат к произношению звука Л

Для выполнения упражнения «Улыбочка» нужно выполнить следующие действия: растянуть губы в улыбки, а затем вернуть их в исходное расслабленное состояние.

Упражнение «Трубочка» можно выполнить двумя способами. Первый способ – имитация произношения звука У (без голоса). Второй способ – зубы сомкнуть, губы вытянуть вперед и преобразовать их в квадрат.

Упражнение «Иголочка». Губы растянуть в улыбке, острый язык высунуть изо рта.

Упражнение «Накажем непослушный язычок». Расположить широкий язычок на нижней губе. Можно образовать небольшую ложбинку. Главное, чтобы язык сильно не напрягался.

Упражнение «Покатаемся на качелях». Губы растянуть в улыбке. Сначала опустить острый кончик языка за нижние зубы, а затем поднять за верхние.

Упражнение «Скачем на лошадке». Губы растянуть в улыбке, язык поднять вверх к альвеолам  и «присосать». Затем пощелкать им, имитируя «цоканье копыт».

Упражнение «Индюк». Рот приоткрыть. Язык расположить на верхней губе, после чего совершить им поглаживающие движения сверху вниз. Можно добавить звукосочетания «бл-бл-бл».

Несколько способов постановки звука Л

Первый способ. Предложите ребенку произнести звук Ы. Затем попросите его повторить за вами простые слова, в которых есть слог ЛЫ, например, лыжи, лыко и т.д. Как только у малыша получится произносить звук Л в межзубном положении, покажите ему правильную позицию – кончик языка должен быть поднят вверх и упираться в зубы или десны.

Второй способ. Предложите ребенку широко открыть рот. Лучше всего, если будут видны как нижние, так и верхние зубы. После этого попросите малыша высунуть широкий язык между зубами, произнести звук А и в этот момент слегка прижать его зубами. В ответ должно получиться сочетание звуков Л и А. Когда ребенок уверенно сможет произносить звук Л в таком положении, следует переместить язык в верную позицию.

От admin

8 комментариев для “Учимся выговаривать звук Л”
  1. Привет, Всем!
    Насчет того, что нельзя исправить произношение звука Л в старших классах. Я всю жизнь не выговаривал звук Л в слогах ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, заменяя букву Л, на В. Исправил это в 40 лет. Хотя полностью согласен с тем, что правильная дикция сильно помогает по жизни. И если бы я с детства правильно произносил букву Л, жизнь моя была бы гораздо проще.

  2. мда. а мне вот 34. знаете как бесит, что я не могу нормально сказать «ложка», а получается «ыожка»////

  3. Моей дочке тоже 4 года и тоже не говорит пока звук Л. Но исправлять пока возможности нет. И не из-за логопедов, а из-за физического «недостатка» главного артикуляционного «органа» — у дочки короткая уздечка под языком (даже язык высунуть нормально и показать не может). Надеюсь в скором времени мы исправим эту досадную «преграду» и научимся выговаривать все звуки красиво и звучно :)

    1. Уздечку лучше конечно расстягивать, чем резать. Проверьте в начале может ли ваша дочь двигать язычком в лево-в право, кончиком язычка достать до уголков рта. Если может, тогда нужно делать упражнения для растяжки уздечки — двигать в разных направлениях, удерживать его за верхними зубами, щелкать. И ещё, ежедневно после еды, слизывать капельки варенья или меда с блюдца. Язычок станет подвижнее и длинее. Ну и конечно же не забывать выполнять артикуляцинные упражнения для растяжки уздечки.
      А на счет того, что ваша дочь «даже язык высунуть не может» — может означает, что просто слабые мышцы языка.

  4. Не буду спорить с вами о том, что в младших классах школы поздно исправлять неправильное произношение звука Л. Только я на практике с дочерью сама столкнулась с этим. Полтора года занятий с логопедом в 1 и2 классе почти полностью поставили звук Л моей дочери.
    Были проблемы с перестановкой букв в словах. Поэтому они часто писали диктанты, много говорили, дома мы делали артикуляционную гимнастику. Да, трудились много, но результат того стоил.
    Сейчас дочь учится в аспирантуре получает президентскую стипендию, часто выступает на научных конференциях. Нарушения дикции незаметно для окружающих.
    Она не диктор, но ее лекции студенты слушают хорошо.

  5. У меня у сына такая проблема. Нам 4 года. Занимаемся в логопедическом садике, вроде есть сдвиги, но хотелось бы большего. А вы занимаетесь онлайн по скайпу? Мы живем в Тбилиси, и найти здесь русскоязычного логопеда очень сложно. Ребенок воспитывается на одном языке, в семье мы говорим только по русски, но садик — грузиноязычный. Так что все равно особо решить проблему не удается.

    1. Вы должны неукоснительно строго соблюдать одно правило: говоря с ребенком вам следует четко и ясно произносить отдельные слова, глядя ему в глаза и добиваясь от него внятного произношения. Потребуются больие усилия и не всегда быстрые результаты. Тут необходимо запастись терпением. Ведь с начала, не правильно воспринял, затем так же не правильно сказал и, а после, как следствие, так привык произошедшей замене, что разницы между тем как слышит и как призносит не видит.
      С ребенком занимается логопед, неукоснительно и четко выполняйте все рекомендации логопеда. При четком выполнении рекомендаций результат будет обязательно! Наберитесь терпения. От напоминания и исправления многое зависит. Вы должны постоянно напоминать и просить сказать или повторить правильно, покуда правильное произношение не станет привычным.

      1. В этом отношении — он старается, если ему напомнить он повторит несколько раз, пока не получится правильно. Что ж, будет терпеливо ждать и заниматься с надеждой на будущее

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *