Важность артикуляционной гимнастики для речевого развития детей

В преодолении речевых нарушений у детей одно из ведущих мест в логопедии занимает артикуляционная гимнастика. Дети с удовольствием знакомятся в младшем дошкольном возрасте со строением артикуляционного аппарата: зубы, щеки, язык, рот, губы. Детям доступно выполнение простейших артикуляционных – двигательных и мимических упражнений. Пример, << улыбочка  >>, << часики  >>, << грибок >>, << окошко  >>, << качели  >> и т.д.

Малышей в начале учат выполнять статические упражнение, целью которых является разогрев мышц артикуляционного аппарата для последующей работы. Трудностью при выполнении статических упражнений является удержание артикуляционной позы некоторое время. Для этого требуется согласованность работы зрительного и кинестетического анализаторов.

Можно использовать занимательный игровой материал: фишки, бусы, счетные палочки, песочные часы, камушки, спички и т.д. Потом детей знакомят с динамическими упражнениями: <<  варенье >>, << лошадка >>, << посчитаем зубки >>, << маляр >> и др. Дети учатся контролировать движения органов артикуляции вначале посредством подражания за взрослыми, а потом – перед зеркалом.

Логопед обращает внимание на характер движений (спокойно, быстро, четко, медленно, ритмично), потом на положение органов артикуляции (за зубками, на нижней губе или на верхней, вверх – вниз, вперед – назад ). В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с такими названиями, как уздечка, нёбо, альвеолы. Им становится доступно выполнение более сложных артикуляционных упражнений: << иголочка >>, << мотор >>, << лопаточка >>, << гармошка >>, << чашечка>> и. др.

В наше время существуют разнообразные комплексы артикуляционных гимнастик. Интерес представляют << сказки о веселом язычке >>, которые в интересной форме для детей рассказывают о приключения язычка. Сочетание артикуляционных упражнений и сказочного сюжета позволит оптимизировать логопедическую работу по формированию у детей правильного звукопроизношения. При выполнении артикуляционных упражнений нужно придерживаться ряда рекомендаций:

Упражнение выполнять перед завтраком или после ужина спустя 1,5 — 2 часа. В течение дня комплекс упражнений повторять 2 — 3 раза.

В зависимости от степени и характера нарушенного звукопроизношения упражнения выполнять от 2 — 3 до 5 — 6 дней в неделю.

Необходимо сочетать динамические и статические упражнения, а также упражнения, которые направленные на выработку и закрепление правильного звукопроизношения.

При выполнении новых упражнений надо обязательно закрепить старый комплекс артикуляционной гимнастики.

Обязательно выполнять каждое упражнение в течение 1 — 2 минут с постепенным увеличением темпа движений.

Перед выполнением артикуляционных упражнений использовать упражнения на развитие голосообразования и дыхания, мелкой моторики, слухового, речевого и зрительного восприятия, мимических мышц,

Гимнастику можно выполнять в начале, и в конце логопедического занятия. Она воспитывает терпеливость и усидчивость, позволяет активизировать внимание детей.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *