Кислякова Анна Андреевна
учитель-логопед
маду д/с №135
Тюмень
Данный материал принят к публикации во Всероссийском интернет-журнале «Мир дошкольников» для дошкольников, родителей и педагогов детских садов, выпуск 10 (31) ОКТЯБРЬ-2024 – издан 1 октября 2024 г
Закаливание – это система профилактических мероприятий, призванная повысить устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Укрепление организма помогает организму повысить способность адаптироваться к условиям окружающей среды, повысить выносливость организма, укрепить нервную систему, улучшить иммунитет и устойчивость к болезням.
Дети с тяжелыми нарушениями речи часто простужаются и выбывают из коррекционной системы. Что отрицательно влияет на развитие правильной речи. Профилактические, лечебные и оздоровительные меры, такие как специальные закаливающие процедуры, могут помочь предотвратить простуду и тяжелые респираторные заболевания. С учетом особенностей развития детей с ограниченными возможностями налажена совместная деятельность педагогов, детей и родителей.
Особенности развития детей с ограниченными возможностями (тяжелые нарушения речи)
Эти дети имеют незрелость в аффективно-волевой сфере и сопровождаются низким интеллектом, эмоциональной неустойчивостью, иногда двигательной расторможенностью, повышенной аффективной возбудимостью, часто характеризуются глупостью и повышенным эмоциональным уровнем. Вместо этого некоторые из них характеризуются повышенной заторможенностью, неуверенностью, медлительностью и отсутствием самостоятельности. Эти дети часто вялы, малоинициативны, малоподвижны. Их деятельность оказалась бесплодной.
Дети с СЛИ имеют особые особенности в развитии мелкой моторики. Это проявляется в недостаточной координации рук и пальцев (при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании шнурков, лент и т д.). С каждым днем моторика детей совершенствуется и развивается, а их двигательный опыт увеличивается и используется самостоятельно.
Использование частичной жесткости (руки и ноги) на занятиях с логопедом позволяет расширить воздействие на все сигнальные системы организма. Цель коррекционной работы — нормализация мышечного тонуса, исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, регулирование ритма движений, синхронизированность взаимодействия движений и речи, запоминание серии двигательных движений, развитие быстроты реакции на словесные инструкции, развитие необходима мелкая моторика для полноценного развития навыков письма.
Изменчивость современного мира предъявляет новые требования к нашей реальности и системам образования. Новые методы обучения и коррекции тяжелых речевых нарушений приобретают все большее значение, особенно в дошкольных учреждениях, поскольку большую часть времени дети проводят в детском саду.
Здоровье, приобретенное в дошкольном возрасте, является основой всестороннего развития, а язык – основой развития всех других видов деятельности детей (общения, познания, познавательной учебы и игры.
Основная задача речевого развития дошкольников – овладение нормами и правилами, определяемыми родным языком на каждом возрастном этапе, и развитие их коммуникативных способностей.
Частое возникновение ТНР у детей дошкольного возраста приводит к продлению больничных листов и длительному выводу детей из коррекционного процесса. Для решения этой актуальной проблемы родители и педагоги детского сада № 135 г. Тюмени выбрали «закаливающую» оздоровительную технологию».
В 2022 году в рамках научно-исследовательского проекта «Здоровые территории» в Тюменском детском саду № 135 стартовал проект армирования «Бодрячок». В совместно ориентированную старшую группу отбираются желающие дети и родители, с которыми с 2022 года будут работать медицинские педагоги, физкультурники и логопеды. – 2024 г
Были сформированы три условные подгруппы детей:
- -Дети с выраженными нарушениями речи, заключение ПМПК, желающие укрепить себя и поучаствовать в логопедических курсах.
- — Дети, имеющие первичную медицинскую справку, но не желающие закаляться и посещающие только логопедические занятия.
- — и дети, у которых нет языковых барьеров, но которые хотят быть сильными.
В целях организованности и красоты были приобретены купальные принадлежности в том же стиле, что и эмблема проекта, символом которой является мишка Умка (купальники для девочек и учителей, плавки, полотенца и шапочки для мальчиков), что стимулировало интерес к проекту. Ребята из соседних групп и их товарищи, которые еще не решились закаляться. Каждый раз, когда он выходил в душ, юная «Умка» приклеивала наклейку с рыбой на ведро на своем шкафчике. Это породило дух соперничества «у кого больше».
Перед началом проекта все дети прошли необходимые обследования у специалистов на предмет выявления противопоказаний к склерозу. На открытии к детям подошел Медведь Умка, подбодрил их и пожелал успехов.
Перед каждой интенсивной терапией детей осматривал штатный медицинский персонал и допускали к участию в процессе. После осмотра врача дети пришли в прохладную комнату для выполнения упражнений и разминки под руководством педагогов и учителей физкультуры. Далее дети выходили на улицу, выполняли разминочные упражнения, а затем отправлялись на специально установленную площадку, чтобы напиться по утвержденной методике из ведер с замером температуры, подготовленных учителем физкультуры детского сада. После этого мужчины пошли в сауну, где разогрелись и прочитали гимны и пословицы, написанные логопедом. После сауны все вернулись в команду на завтрак. Затем мы пошли на плановый прием к логопеду, где продолжили частичную закалку рук и ног.
На занятиях логопеда по методике закаливания в качестве закаливающего элемента используется игра с водой по установленному температурному режиму, начиная с 37°С. Понижайте температуру на 1°C каждые два-три дня, пока температура воды не достигнет 22–20°C. Если ребенок отказывается от занятий по болезни или по другим причинам, процесс охлаждения начнется снова с 37°С. Во время занятий детей просили выполнять упражнения в воде, чтобы частично закалить руки и ноги. При игре в воде выделите 5–7 минут во время занятия на любые упражнения, после чего следует выполнение заданий без воды.
Для водных представлений логопед Кислякова А.А детского сада № 135 подобрала и адаптировала специальные игры и упражнения для достижения поставленных целей. Для их реализации используются контейнеры с прозрачным дном, под которые можно поместить листы с заданиями. Коллекция различных материалов, которые можно использовать в воде. Примеры включают массажные мячи и мячи Су-Джок, ластики с животными, фруктами и овощами, декоративные шарики разных размеров и цветов, пуговицы, губки и камни, изображающие суставную гимнастику и испытания нервов рук. По мере накопления и дополнения методической базы и опыта формировался архив рабочих карточек, собранных в пособие. Так родилась серия альбомов «Аква Игры».
В серию «Акваигры» вошли следующие 8 альбомов:
- — суставная гимнастика;
- — Игра с нашивкой из булыжника «Марблс;
- – лабиринт;
- – Игры на развитие функциональной асимметрии мозга
- – Массажная игра с мячом;
- — неврологическая гимнастика кистей и пальцев;
- — Игры, развивающие зрительный гнозис «кнопки»;
- – чисто разговорные высказывания на тему звуков и слов;
На протяжении всего периода эксплуатации с октября 2022 года. Положительные сдвиги в речевом развитии детей отмечаются до мая 2024 года. Уровень заболеваемости снизился, что привело к увеличению посещаемости логопедических коррекционных и развивающих курсов. Логопеды отмечают усиление эмоциональных реакций во время занятий. Тактильная чувствительность и сенсорное восприятие начинают развиваться более интенсивно. Лечебно-развивающие программы для детей с тяжелыми нарушениями речи существенно более эффективны. Мелкая моторика рук и пальцев достигла более высокого уровня организации и самоконтроля. Речевое и психофизиологическое развитие остановились. Удалось увидеть гармоничное развитие детей, участвовавших в склерозе, и через некоторое время все дети, участвовавшие в проекте «Бдение», компенсировались и достигли нормального уровня речи. Та же группа детей с ЗППП, не перенесших склероз и посещавших только логопедические занятия, также вернулась к норме, но с гораздо большим трудом и гораздо позже, несмотря на усилия учителей и родителей.
В рамках проекта «Жизнеспособность» в рамках просветительской работы о пользе закаливания были проведены мастер-классы и лекции для родителей, учителей и всех желающих.
Видно, что такие оздоровительные технологии, как «закаливание», помогли решить распространенные проблемы детей с тяжелыми нарушениями речи и повысили их иммунитет. Это дает возможность проводить с педагогами непрерывно эффективную коррекционно-развивающую деятельность без потери процесса обучения. За два года реализации программы можно заложить фундамент психоэмоционального и речевого развития, который позволит нам быть успешными в будущих школьных годах. И это позволит вам в дальнейшем полноценно развиваться, не сталкиваясь с частыми болезнями, дефектами речи и т д.