Большая часть родителей начинает беспокоиться, если ребенок к двум годам не начинает говорить. Если он способен говорить всего лишь “Ма” или “Па”, то данный факт отнюдь не является серьезным поводом для беспокойства, так как ребенок еще только развивается, и он вполне успеет к трем годам более уверенно говорить.
Некоторые родители уже в этом возрасте (2-2.5 года) начинают впадать в форменную панику думая, что их ребенок либо умственно отсталый, либо имеется серьезная задержка в его речевом развитии.
Но на самом деле это не так. И не надо за помощью обращаться к логопеду раньше трехлетнего возраста. Иначе, это будет выглядеть напрасной тратой денег. Ребенок либо разговорится сам, либо не разговорится вообще. Но последний вариант является крайним случаем. И как показывает практика воспитания детей, дети все равно начинают уверенно говорить в промежутке 2.5-3-х лет.
Некоторые родители искренне считают, что чем больше они будут читать своим детям сказки, то у них автоматически проявится речь. Но на самом деле это выглядит далеко не так, т.к. на речь, по большей части, влияет наследственность. И если родители в детском возрасте поздно начали говорить, то будут иметься веские причины, что и их ребенок начнет разговаривать в довольно позднем возрасте.
Как разговорить ребенка
Чтобы ребенок мог быстрее разговаривать, то ему нужно будет развивать, как это ни странно звучит, моторику рук. Для этого будет полезно ему включать или выключать лампочку или расстегивать и застегивать пуговицы. Если имеется обувь, то пусть он попробует шнуровать или расшнуровывать узелки. В старых детских садах еще от советских времен остались своеобразные “сапоги”, имеющие шесть отверстий как раз для шнурков. Ребенок, используя данный “сапог”, может уже самостоятельно вдевать в отверстия любые угодные шнурки. Как показывает богатая практика, такой подход позволяет куда быстрее ребенку развиваться как в физическом, так и в ментальном смысле.
Можно купить и детские пирамидки из дерева, как крупные, так и мелкие. Ребенок будет учиться нанизывать разноцветные кольца на деревянные стержни. В плюс пирамидок можно отнести тот факт, что они все деревянные, а значит и экологически чистые. И любую, даже самую маленькую деталь от данной пирамидки, ребенок проглотить уже не сможет. Производители все учли.
Если ребенку еще не исполнилось и года, то хорошим примером для развития моторики рук окажутся старые газеты или журналы. Если он их начинает рвать на тонкие полоски (а иной раз и заглатывать, что не всегда хорошо…), то это можно считать хорошим примером, что развитие ребенка находится в правильном направлении. Как только ребенок подрастет, то уже начиная с 1.5 летнего возраста, родители могут уже давать более плотные журналы, которые требуют к себе больших физических усилий со стороны ребенка.
Конечно же, и шнуровки, и мозаики — полезные, и их полезные свойства не только для мелкой моторики. У каждого ребенка есть свои индивидуальные особенности, и поэтому не все дети относятся к шнуровкам и мозаикам с интересом, как ожидают родители. Иногда ребенок ещё слишком мал, чтобы заинтересоваться этими и подобными им играми. А иногда такие игры просто не интересны по той же причине индивидуальных особенностей ребенка. Вы спросите, как же быть в таких случаях? А для этого не нужно упускать из виду одну из простых и очевидных истин – ежедневно ребенок проделывает руками и пальчиками большое множество различных действий, которые как раз и направленны на развитие той самой мелкой моторики. Заметьте, что среди самых обычных игр и простых бытовых действий, совершаемые ребенком изо дня в день, есть огромное количество упражнений действительно ценные, и они более привлекательны для ребенка в отличие от покупных игрушкек. И непосредственная задача родителей – это помочь ребенку, подсказать и научить, а так же вовремя дать ребенку те или иные полезные материалы. Самое главное, чтобы эти игры были по настоящему увлекательны для ребенка, а также приносили радость и малышу, и маме.
И если родители будут постоянно развивать моторику своего ребенка, то не пройдет и года, как ребенок уже начнет болтать без умолку.
В своей практике не раз встречала детей, которые рисовали лучше других сверстников в группе, легко собирали мелкие пазлы в картины, выполняли без труда основные упражнения для пальчиков, делали аккуратные аппликации и говорили при этом хуже всех.
НЕ могу согласится с тем, что развитие мелкой моторики ТАК сильно влияет на развитие речи. Речь — функция, развивающаяся по подражанию. Если ребенок будет целыми днями перебирать крупу и шнуровки и при этом с ним не будут разговаривать, он не произнесет ни слова. Предположение о том, что развитие мелкой моторики влияет на развитие речи, основано на соседстве в головном мозге центров, отвечающих за точные движения пальцев и моторную речь. Считается, что возбуждение центра, отвечающего за мелкие движения вызывает возбуждение центра моторной речи. Но обратной связи никто не выявил. Ни кто никогда не говорил о том, что много разговаривая, можно развить мелкую моторику. Не стоит уповать на развитие тонких движений пальцев, говорите со своим ребенком и побуждайте его к речи. Какие средства при этом использовать — это уже выбор родителей и логопеда. Это могут быть пальчиковые игры, конструктор, мелкие предметы, игрушки т.д.
О том, что необходимо развивать мелкую моторику ребенка сказано и написано не мало. И это не очередное новшество современного мира. О том, что действие совершаемое руками влияет на развитие головного мозга человека было известно ещё во II веке до н.э. в Китае. Уже в то время китайцы утверждали о гармонизации упражнений с участием рук и пальцев с телом и разумом, о положительном влиянии этих упражнений на деятельность мозга. Та же японская акупунктура, то же является ещё одним подтверждением этому. Не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают эту связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев доказал стимулирующее влияние движение рук на развитие речи: простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А вот ещё одно утверждение известного педагога В.А. Сухомлинский — «ум ребенка находится на кончиках пальцев». В исследованиях современных ученых (Н. Бернштейна, М. Кольцовой) внимание концентрируется на мелкой моторике, т.е. тонких движений пальцев. Была выявлена прямая зависимость уровня развития речи детей от показателя сформированности мелких движений пальцев рук. И если развитие мелкой моторики соответствует возрасту, то и речевое развитие будет пребывать в пределах нормы. Если движение пальцев отстает от норм соответствия возрасту, то будет задерживаться и речевое развитие, несмотря на то, что общая моторика может быть нормальной. А так же доказано, что движение пальцев стимулирует созревание центральной нервной системы и ускоряет развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, что отвечает за мелкие движения пальцев рук, есть необходимым элементом в системе развития речи ребенка.
Да, нужно говорить со своим ребенком, побуждать его к речи, но, и необходимо развивать мелкую моторику. Развитие мелкой моторики малышей не проходит молча, оно всегда сопровождается стихами, песнями, потешками и т.д.
нужно знать древнекитайскую философию, чтобы понять, откуда у китайцев появилось представление о связи мелких движений рук с головным мозгом. У них эта связь была очень своеобразной. Акупунктура — это народная китайская медицина суть которой сводится к воздействию на организм через определенные точки. То, что нервный импульс поступает через эти точки в мозг — очевидно! Воздействие есть. А есть ли при этом развитие? Бехтерев подтвердил, что лучший отдых — это смена видов деятельности. Про звуки — очень сомнительно. Сколько с дизартриком пальчиками не играй — чище он не заговорит без традиционного логопедического воздействия, а возможно и медикаментозного.
Мелкие движения требуют усердия, внимания, сосредоточения и аналитического мышления.
А вот связь качества речи и ловкости рук — очень спорная. Если бы развитие мелкой моторики так сильно влияло на развитие ц. Брока, то уже давно бы не было детей с нарушением произношения. Сейчас почти все дети увлекаются конструкторами ЛЕГО и другими, паззлами, лепкой из пластилина различной структуры. Это прекрасная профилактика дислалий. Но процент детей с нарушениями речи все растет, не смотря на все старания производителей детских игрушек.
Такое нарушение, как немота, при котором ц. Брока не выполняет своих функций (тот самый, который должен развиваться при выполнении точных мелких движений), никак не связано со способностью людей в совершенстве овладеть тонкими движениями. Наоборот, для них придуман ЖЕСТОВЫЙ язык (чем не пальчиковая гимнастика?)
Я прочитала очень большое количество статей о пальчиковой гимнастике, о ее пользе для речи. Везде авторы описывали случаи, где движения рук сочетались с речью! Ребенок проговаривал слова, проговаривал их часто, долго и под наблюдением логопеда, воспитателя или родителя, которые требовали от ребенка правильного произношения. Ребенку могут предлагаться стихи и фразы для проговаривания , в которых слова содержат только те звуки, которые ребенок произносит правильно (нас этому в университете учили). Непонятные для ребенка слова объяснялись заранее. ТО есть проводилась полная словарная работа по всем направлениям. И после всего этого ребенку в овладении речью помогла мелкая моторика!
Уважаемые коллеги, мы все успешно используем пальчиковые игры в своей работе! Ну не вводите родителей в заблуждение, что во всем поможет мелкая моторика! Не панацея это! Сейчас так много родителей, которые верят в чудодейственную силу мелкой моторики, что до школьного возраста не обращаются к логопедам, считая, что у детей все в порядке, они же столько им всего покупают, столько играют, ходят на всякие кружки… Конечно, развитие организма должно проходить гармонично, одно помогает развивать другое, дополняет и восполняет. НО НЕ ЗАМЕНЯЕТ.
Спасибо за полезную информацию.Пришлась очень кстати. Внуку почти 3 года,а разговаривать не хочет.