Все родители с нетерпением ждут момента, когда их малыш произнесет первые слова. Неописуемый восторг вызывают любые звуковые проявление ребенка. Нередко мамы и папы огорчаются, что малыш достаточно длительное время не говорит. Они не могут смириться с тем, что в год у него нет ни одного понятного слова. Это связано с низким уровнем информированности в вопросах развития детской речи. В этой статье мы хотим познакомить родителей с нормами развития речи ребенка – как развивается детская речь.
Поэтапное овладение детьми звукопроизношением
Как отмечал В.И. Бельтюков – один из ведущих исследователей детской речи, чтобы овладеть ребенку произнесением всех звуков, необходимо пройти несколько взаимосвязанных этапов.
- Первый этап – это голосовые проявления ребенка, например, крик, плач, различные модуляции голоса, возникающие в результате манипулирования ребенком голосовым аппаратом (познания его действия) или в моменты голода, неудобного положения и др. Только к концу первого месяца жизни ребенка его плач становится разнообразным, который можно охарактеризовать как капризный, жалобный, требовательный и т.д. На втором месяце жизни голосовые проявления ребенка могут в определенной мере возникать в результате подражанию модуляциям голоса мамы.
- Второй этап – это не только голосовые проявления ребенка, но и звуковые. Данный этап называется «гуление» и возникает к концу второго, а чаще на третьем месяце жизни малыша. Голосовые проявление на этапе гуления все еще возникают на основе манипулирования ребенком голосовым аппаратом. Чаще всего в результате такого манипулирования слышны только согласные звуки, однако могут отмечаться и гласноподобные сигналы. Но все это еще псевдо звуки, которые только готовят артикуляционный аппарат к собственно овладению ребенком звукопроизношением.
- Третий этап характеризуется появлением гласноподобных звуков в результате игры ребенка с артикуляционным аппаратом (того же манипулирования). Этот этап носит название « лепет» и состоит из двух стадий: ранний лепет – 5-6 месяцев жизни ребенка и поздний лепет – 7- 9 месяцев. Первая стадия отмечается появлением у ребенка звуков и повторяющихся слогов, неадекватных русскому языку. На протяжении второй стадии появляются правдоподобные гласные и согласные звуки, сочетание которых образует первые слоги, которые можно соотнести с реальными людьми («ма-ма»), действиями («ам-ам»), игрушками («би-би») и т.д.
- На четвертом этапе происходит образование изолированных звуков, уже свойственных русскому языку. По-другому можно сказать, что это этап собственно овладения малышом звукопроизношением. Он начинается примерно в 11 месяцев жизни ребенка и должен завершиться к его 4 годам. Правда, в настоящее время эти сроки сместились. У многих детей отмечаются нарушения звукопроизношения еще в 6-7 лет. Вместе с этим, хотим обратиться к родителям с предупреждением о том, что в этот период должно происходить не появление звуков, а совершенствование их произношения. Если вы замечаете, что ваш малыш молчит, не реагирует на ваши голосовые проявления, а к четырем годам произносит многие звуки искаженно или вообще их не выговаривает, нужно оказать ему квалифицированную помощь. Для этого нужно обратиться к логопеду. Однако его помощи будет мало, нужно ежедневно делать домашние задания и выполнять все требования специалиста.
а вы не подскажете как влияет сосание по вечерам и утрам перед садиком титьки? ребенку уже 3г3м. некоторые говорят что ничего страшного. а некоторые наоборот что вредно для произношения. ребенок говорит много но еще не все звуки буквы выговаривает, например ж р . что делать отучать или ждать пока сам бросит?
Ув. Лана! Звукопроизношение ребенка 3-4 лет не совсем чистое -это звуки ш, ж, щ, ч, л, р, так как артикуляционный аппарат еще формируется. К четырем годам ребенок произносит их. Заучивание чистоговорок, стихотворений будет способствовать улучшению звукопроизношения. А насчет сосания титьки это решать вам. Сколько людей столько мнений. Мое мнение – давно пора отлучать, чтобы не иметь проблем с речью.