Конспект открытого занятия подготовительной группы
Цель: закрепить навык четкого произношения и различения звуков [в] [ф]; научить различать в,ф; развивать фонематический слух; развитие навыка чтения, графических навыков и соотнесение устной речи с письменной.
Оборудование: мяч; карточки колокольчики и барабаны, кассы, звуковые пеналы, счетные палочки, карточки с В – Ф для штриховки на каждого ребенка; картинки на звук В – Ф (овощи, вата, завод, диван, флаг, шарф, шкаф, волк, кофта, фары, вафли).
Ход занятия
1.Орг момент.
Игра с мячом. «Один — много»
Ребята, я вам буду называть один предмет, а вы мне назовете множество.
Волк – волки
Ворона – вороны
Василёк -васильки
Воробей — воробьи
Вареник – вареники
Воротник – воротники
Вокзал – вокзалы
Вышка – вышки
Валенок –валенки
— Дети, вы догадались, с каким звуком будем играть.
— Да, со звуком В
Ставлю на доску картинку со зв. В
— А знаете, мы сегодня будем еще играть с одним звуком, он очень похож на зв В, но он глухой.
— Да, это звук Ф
Ставлю на доску картинку со зв. Ф
Положите руку на горлышко и назовите зв В – горлышко звенит, а теперь Ф — горлышко молчит, зв глухой.
2.Знакомство со звуками:
Дети, посмотрите, кто к нам пришел в гости.
— Буратино
Из какой сказки он к нам пришел?
— Золотой ключик
Написал эту сказку Алексей Толстой
Дети, Буратино тоже собирается в школу, как и вы. Поэтому он к нам и пришел. Он хочет научиться читать и писать, но не знает ни букв, ни звуков. Давайте ему поможем узнать, ему расскажем.
А ты, Буратино, запоминай.
а) Характеристика звуков [в] [ф].
Дайте характеристику звуку
— Дети: звук [В] – согласный твердый, звонкий; [Ф] согласный твердый, глухой;
б)«Звонкий — глухой».
А сейчас мы с Буратино посмотрим, как вы умеете слышать эти звуки.
Дети, поднимите карточку с колокольчиком, если услышите звонкий зв В, а вот перечеркнутый колокольчик поднимите, если услышите глухой зв Ф. :
ва – фу – во- вы – фа – фо – сова – фото – фокус – волк – фары – вата — факел – завод – фон – фантик..
в) «Добавь звук»
Дети, добавьте в начало слова звук [в]или [ф], и назовите слово:
…рукты ([ф]), …олк ([в]), …рач([в]),…ары([ф]), …окус([ф]),…аля([в]), …ова([в]), …онари([ф]);
г) «Составь предложение»
Дети, составьте предложения по опорным словам, подружите слова, чтобы получилось красивое предложение:
— положить, Валя, шкаф, в, кофта
(Валя положила кофту в шкаф.
Кофту в шкаф Валя положила.
В шкаф Валя положила кофту)
— филин, дерево, на, сидеть
(Филин сидит на дереве,
На дереве сидит Филин,
Сидит Филин на дереве)
— мама, конфеты, в, купить, магазин
(В магазине мама купила конфеты,
Конфеты мама купила в магазине,
Мама купила в магазине конфеты)
— валенки, Федя, на, улицу, надеть
(Валенки Федя на улицу надел,
Федя валенки на улицу надел,
На улицу надел валенки Федя)
3.Штриховка. Найди и раскрась буквы В – Ф.
4.Физминутка
«Вновь у нас физкультминутка».
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать,
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
5. Дети, Буратино любит очень вафли, но как пишется, он не знает, давайте поможем ему.
Дети, в кассах выложите слово «Вафли». Постройте звуковую схему этого слова, поделите слово на слоги с помощью счетных палочек.
И по очереди объясняют это слово.
6. Самостоятельная работа.
Дети, а сейчас мы покажем Буратино, как и другие слова пишутся.
Выберите себе картинку и выложите это слово в кассах, затем сделаете звуковую схему этого слова, и с помощью счетных палочек поделите это слово на слоги.
(Затем каждый отвечает, например, в слове овощи звук В — согласный твердый, находится в середине слова. В слове овощи три слога.)
7. Дети, а теперь давайте составим предложения с каждой картинкой.
не менее 6 слов:
Например: Я с мамой приготовила из овощей вкусный суп.
8.Итог занятия: Дети, теперь Буратино выучил буквы и звуки, и даже знает, как писать сладкое слово «вафли». Буратино говорит вам — спасибо.
А сейчас вспомним, в какие мы игры играли.
«Штриховка»
«Один – много»
«Добавь звук»
«Звонкий –глухой»
«Составь предложение»
Работали с кассами