Инклюзивное образование для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) – это больше, чем просто предоставление им набора академических знаний. Благодаря близким отношениям с обычными сверстниками «особенные» дети также могут с их помощью осваивать повседневные навыки.
Об этом корреспондент «ДЕТСКИЙ ВОПРОС.РФ» поговорил с организаторами ресурсных классов средней школы № 385 Санкт-Петербурга Красносельского района, которая в прошлом году запустила проект «Шаг вперед», направленный на развитие повседневных навыков и социальных навыков навыков у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Класс ресурса – действительный
Но все началось с того, что в школе был создан ресурсный класс для обучения детей-аутистов вместе с их типичными сверстниками. Многолетний опыт показал, что для многих детей с расстройствами аутистического спектра инклюзивное образование является предпочтительным – во-первых, потому, что оно позволяет им лучше освоить социальные навыки, важные для жизни в обществе. Но поскольку они не могут всегда быть со своими сверстниками в общеобразовательных школах и по-прежнему нуждаются в специальной поддержке, в школе выделяется пространство, называемое ресурсным классом, где дети с аутизмом проводят большую часть учебного дня и получают доступ к общему пространству по мере необходимости. «Я понимаю, как это работает», — сказала Екатерина Тихонова, мать двух мальчиков с расстройством аутистического спектра (РАС). – Оба моих ребенка посещают ресурсные классы, но в отличие от старшего ребенка, младший начинает заниматься с двух лет. С точки зрения развития эти дети очень разные».
Группа родителей таких детей создала некоммерческую организацию «Голубой парус» — «сначала для помощи нашим детям, а потом и другим детям», по словам директора организации Оксаны Гейнрих. Поделиться своим опытом с другими родителями предложила «Голубой парус» создание ресурсных классов при администрации Красношельского района, и они были направлены в школу № 385. Директор школы Татьяна Владимировна Архипова поддерживает эту инициативу.
Учитель ресурсного класса Лариса Мингалеева рассказала: «У меня нет опыта работы в инклюзивной среде, но есть опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями в коррекционных школах. Я работаю классным руководителем ресурсного класса пять лет, то есть с момента начало занятия.В своей работе я придерживаюсь принципа движения от простого к «сложному» и перед любыми новыми занятиями ставлю перед учениками минимальные задачи.Как только они успешно с ними справятся, можно двигаться дальше хорошо, что студенты часто «пропускают» свои первоначальные цели».
Кто ничего не знает
Ресурсный класс представляет собой самостоятельную зону. Дети в нем разного возраста и даже разделены на разные классы: кто-то во 2-м классе, кто-то в 3-м классе, а кто-то в 4-м классе. Два года ушло на то, чтобы сформулировать примерно четкий план воспитательной работы. Конечно, учителя и родители опираются на опыт тех, кто реализовал подобные программы. Но дети все разные, и многие вещи являются личными решениями. Кроме того, самим детям нужно время, чтобы адаптироваться к школьным условиям. Позже родители переключили внимание на другую сферу жизни. «Есть много вещей, которым мы не можем научить наших детей, кроме базового образования», — сказала Оксана Гейнрих. – Это некоторые социальные и повседневные навыки, которым средний ребенок осваивает в повседневной жизни. Точнее, они этому даже не учатся, они просто подражают, подражают тому, что делают взрослые, подражают этому. Но у детей с аутизмом этого нет. Из-за различных психических нарушений им трудно овладеть механизмами подражания. Поэтому для них овладение этими навыками требует таких же регулярных и долгосрочных структурированных курсов, как и любое другое образование, предоставляемое в наших основных школах. Мы стараемся научить этому наших детей дома. Но это было очень сложно, и мы обратились к администрации школы с просьбой включить в учебный план еще и социальную и ежедневную помощь. Ведь необходимо обучить этому самих преподавателей, создать и укомплектовать курс СБО. Руководство школы отнеслось к этому очень инициативно и выделило нам помещение».
Так родилась программа «Шаг вперед». СБО – это не просто умение пользоваться бытовой техникой или готовить самому, но включает в себя, например, умение знать, что такое деньги, как сходить в магазин, как самостоятельно вызвать скорую помощь, пожарную охрану и т д. Поэтому сначала педагог провел опрос, чтобы выяснить, что нужно делать детям и какие у них есть недостатки. При поддержке Фонда президентских грантов кабинет, закрепленный за классом СБО в школе, был полностью отремонтирован: в нем теперь есть письменный стол, плита, холодильник, микроволновая печь, вытяжка, пылесос, стиральная машина, гладильная доска.
Лариса Мингалеева специально посещала курсы повышения квалификации по теме СБО и после проведения опросов разработала индивидуальные планы занятий для каждого ученика. «Этот опыт происходил прямо на моих глазах», — рассказала Лариса Валерьевна. – В коррекционных школах среда очень подходит детям с ограниченными возможностями для реализации своих образовательных планов. Сюда входят кабинет и предмет SBE для учащихся 5–9 классов. Это не просто кухня, как у нас, а макет гостиной, спальни, с настоящей кроватью, шкафами, диваном, стенами — для отработки практических бытовых действий (вытирать пыль, застилать постель, пылесосить), которые дети потом смогут переносить out Эти операции перенесены из школьных стен. В нашей школе все ограничивается кухонным пространством, так как в общеобразовательной школе невозможно найти место для спален, гостиных и т д. Но этого достаточно. Наш курс СБЭ в начальных школах, как внеклассное мероприятие, в будущем сможет организовать преподавание предметов «Профильная работа» и «Домоводство» в одном и том же месте в рамках школьной программы».
Хотя это внеклассное занятие, оно не будет оцениваться. Ожидаются оценки в средней школе. Но у каждого ребенка с расстройством аутистического спектра свой учебный план, и оценки будут ему соответствовать.
все друг друга очень хорошо знают
Занятия в классах СБО начинаются с азов: дети изучают и запоминают названия посуды и бытовой техники. Но за один учебный год они добиваются больших успехов: осваивают простые технические операции, учатся готовить некоторые блюда, самостоятельно ходят в магазин и покупают продукты по списку. Дети угостили родителей выпечкой.
На занятия пришли пятеро детей из 1-го ресурсного класса корпуса АНО «Голубой парус», а также пятеро детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) из другого корпуса школы, где тоже есть ресурсный класс. В группе девять мальчиков и одна девочка. Каждого ученика сопровождает наставник. Лариса Валерьевна предлагает индивидуальные и групповые занятия для детей. Личный подход важен для устранения нежелательного поведения и развития соответствующих навыков преодоления стойких страхов.
«Многие мои ученики становятся все более чувствительными к шуму бытовой техники, — объясняет Лариса Валерьевна. — Составляя персональные планы занятий, я стараюсь тщательно расставлять задания, поскольку у некоторых детей сильный страх перед этим звуком. У нас есть примеры, когда благодаря этим сенсорным характеристикам они избегают не только включения шумных бытовых приборов, таких как пылесосы, стиральные машины, фены, но и электрочайников в присутствии детей. Мы привлекаем SBO и обычных детей к занятиям наших учеников. Они становятся нашими помощниками-наставниками (так мы их называем). Вместе мы определяем задачи и объясняем, как руководить детьми во время ресурсных уроков. Все друг друга очень хорошо знают. Так мы с помощью детского воспитателя научились обращаться с шумной бытовой техникой и добились значительных положительных результатов. Это заставляет нас осознать, что решать тревожные ситуации в семейной среде можно и нужно в инклюзивной среде».
Обычно типичный ребенок-помощник учителя может сказать, что это знания организатора школьных ресурсов 385. Конечно, все начинается с того, что ученики пытаются вовлечь в игру своих необычных одноклассников во время перемены, что происходит под руководством учителей. В офисе СБО наставниками являются студенты четвертого курса. Как правило, их численность невелика – один-три человека. «В классе всегда больше активных детей», — сказала Оксана Гейнрих. – Часто это девочки, более отзывчивые: явно сработал материнский инстинкт. У них длинный список желающих посещать эти занятия – и они им очень нравятся. «Большую часть времени воспитатели занимаются приготовлением пищи, но иногда также занимаются мытьем посуды и стиркой.
Учитель в ресурсном классе отметил: «Обычно типичные дети понимают недостатки своих одноклассников в ресурсном классе, и им действительно нравится преподавать. Они очень сосредоточены, как мини-учителя, потому что мы как бы дистанцируемся и даем пространство для себя детям работать вместе. При этом обучение остается под нашим контролем, мы соблюдаем определенную дистанцию».
Конечно, на успех «Форварда» и всего проекта влияет общая дружеская атмосфера школы. Оксана радостно сказала: «Мы были готовы ко всему, потому что люди разные и не все это понимают. Но мы учились там пять лет и ничего страшного не произошло. Конечно, так говорила директор, но она очень этим увлекалась и хотела чтобы дать нам возможность проводить ресурсные занятия. Поэтому все в школе подошли к этому одинаково, и ребята помогли, увидели, что мой ребенок один (все его знали), и сказали: «Максим, чем могу помочь?» что-нибудь? «Даже родители учеников знают моих детей. Я не знаю родителей, но они знают, что это мой сын Максим, и всегда с ним здороваются и спрашивают, что еще можно сделать, чтобы Максиму стало лучше. В образовательном процессе участвуют не только дети, но и их родители».
Кулинарные пристрастия — это больше, чем просто страхи
За последние несколько месяцев дети ресурсного класса не утратили боязнь шума, но научились с ним справляться. Звук работающей бытовой техники их по-прежнему раздражает, но желания немедленно выключить прибор у них уже нет. «Максим проявил интерес к кулинарии», — сказала Оксана. – Поскольку дети-аутисты зацикливаются на чем-то одном, мой ребенок застрял на кексах. Он хочет готовить кексы каждый день. Желание готовить сильнее страха перед жужжащим кухонным комбайном. Он сам об этом говорит».
Главное, что детям нравится быть самостоятельными. Лариса Валерьевна поясняет: «То, чего мы стремимся – максимально приблизить к жизни. Например, они сами засыпают порошок в стиральную машину. Нам не нужно сортировать белье, как дома, и на начальном этапе мы только у них есть кухонные полотенца. Они бросают их в бак и помнят, что есть короткий 15-минутный цикл стирки, а это ощутимое время, которое они могут ждать — не 45 минут и не час. Они включают стиральную машину и ждут на высокой скорости. Таким образом, персонал может наблюдать за всем процессом стирки от засыпания стирального порошка до развешивания белья, не упуская из виду начало всего процесса стирки», — добавляет Екатерина Тихонова. Доу: «У детей было. Напряженный день. Им нравилось ходить в школу и узнавать что-то новое. Моему старшему ребенку было труднее, чем младшему, но он уже готовил сам».
Конечно, дети в ресурсных классах по-прежнему «особенные», и некоторые особенности их поведения не исчезли. Но учителя отметили, что на занятиях по СБО они становились максимально сосредоточенными – видимо, потому, что им было так интересно. «Все пять учеников нашего ресурсного класса одновременно были сосредоточены на навыке, который они отрабатывали, и смотрели на человека, дающего инструкции, чего мы никогда не видели в других классах», — сказала Лариса Валле Лариса Валерьевна. «Этот офис у нас существует меньше года, и мы там не каждый день». Но оказывается, что даже за такой короткий промежуток времени ребята могут решать очень серьезные задачи. Важно их не перегружать, чтобы они не потеряли интерес».
Нынешние успехи ребенка – еще один повод для родителей задуматься о будущем своего ребенка. Оксана Гейнрих надеется: «Наши ребята очень хорошо умеют готовить. Мы сами не ожидали такого развития событий. Я очень надеюсь, что курс СБО перерастет в какое-то обучение по специализации. Может быть, эти люди смогут выучиться на поваров».